- август 28, 2025
Президент Казахстана, Касым-Жомарт Токаев, подверг критике устаревший подход к социальным выплатам, который включает в себя создание специальных статусов, таких как "неполная семья", что связано с увеличением числа разводов. Он отметил, что такая система способствует иждивенчеству, утверждая: "Мы сами поощряем лень и иждивенчество. А зачем работать, когда можно получать выплаты, в том числе адресную социальную помощь, чуть ли не на каждого члена семьи?".
Раздутая система социальных льгот отвлекает значительные ресурсы от важнейших сфер, таких как строительство школ, больниц и развитие транспортной инфраструктуры. Согласно проекту республиканского бюджета на 2026 год, общие расходы составят 27,7 триллиона тенге, из которых около 10,7 триллиона тенге уйдет на социальные нужды, что составляет почти 40% всех расходов.
Важность баланса между социальной поддержкой и инвестициями в инфраструктуру нельзя недооценивать. При недостаточном финансировании второго, экономический рост может замедлиться.
Накопление льгот
Сначала были установлены пенсии и базовые пособия, затем добавились льготы для различных ситуаций, а также региональные программы. В настоящее время на местном уровне функционирует 117 таких программ, что президент охарактеризовал как разрозненный подход. Министерство труда и социальной защиты работает над стандартизацией этих мер.
Переход к нуждаемости
Ранее выплаты зависели от статуса, теперь планируется учитывать реальный доход семьи и условия ее жизни. Для этого создается цифровая система, которая будет классифицировать семьи по уровням благосостояния, с целью помогать тем, кто действительно нуждается.
Стимул к немедленной помощи
Социальные выплаты заметны сразу, тогда как инвестиции в инфраструктуру требуют времени на окупаемость. Это создает соблазн увеличивать пособия быстрее, чем развивать инвестиционные проекты, что является общемировой практикой.
Согласно данным Министерства финансов, в 2026 году около 40% бюджета будет направлено на социальную сферу. В пересчете на валовой внутренний продукт (ВВП) социальные обязательства составляют почти 2,5% ВВП. Социальные обязательства занимают наибольшую долю в бюджете.
Важно понимать, что социальные выплаты могут выполнять различные функции, если они правильно организованы:
Ключевым моментом является "настройка" системы. Если правила неэффективны, выплаты могут идти не тем, кто в них нуждается.
Размытая адресность. Когда помощь назначается по статусу, часть средств уходит тем, кто не нуждается в поддержке. Переход к критериям нуждаемости должен уменьшить расходы, однако требует прозрачных правил.
Дублирование мер. Множество региональных программ создаёт неэффективность из-за различных критериев и бюрократии. Единый стандарт позволит избежать дублирования помощи.
Стимулы к труду. Существует риск "ловушки бедности": если человек теряет льготы при выходе на работу, ему выгоднее оставаться на пособии. Решение заключается в плавном сокращении выплат с ростом дохода.
Адресная социальная помощь (АСП) — это денежная выплата для семей с низкими доходами, размер которой зависит от региональной черты бедности. Если фактический доход семьи ниже этой черты, она получает помощь. Таким образом, средняя сумма АСП для всех семей не существует.
Для эффективной работы АСП необходимы:
Социальные расходы могут способствовать росту, когда они:
Вместе с тем, социальные расходы могут также препятствовать росту, если:
На данный момент государство:
Однако для эффективной социальной поддержки необходимо:
В Скандинавии акцент делается на адресность и занятость. В Латинской Америке используются условные денежные переводы для бедных семей, а в англо-саксонской практике доплаты к низким зарплатам через налоговую систему. Казахстану может подойти сочетание точной адресности и бонусов за работу для получателей низких зарплат.
Социальная поддержка не является утопией, а становится таковой, когда распыляется и демотивирует труд. Казахстан уже начал переходить на систему нуждаемости и единого стандарта. Следующий шаг — обеспечить прозрачные правила, стимулировать занятость и публично отслеживать результаты, чтобы каждый социальный тенге стал вложением в людей и экономический рост.
Кроме того, Министерство труда и социальной защиты населения Казахстана тестирует модель скоринга для определения мер социальной поддержки, чтобы оценить благосостояние семей и определить необходимую помощь.
Также рассматриваются поправки, касающиеся выплат для граждан без прописки, что может затронуть людей, проживающих в учреждениях или местах лишения свободы.
“Нет прописки - нет пенсий“ - пояснила министр труда.