26-09-2025, 03:05

Клиники Казахстана: лечат в долг, кто расплатится?

Больницы Казахстана оказались в непростой ситуации — они продолжают лечить пациентов, но уже "в долг". Сотни миллиардов тенге, которые правительство должно Фонду медстрахования, ставят под угрозу доступность медицинских услуг. Как это отразится на здоровье казахстанцев и что ждет систему ОСМС в будущем?

Долги казахстанского правительства перед фондом медстрахования

В Казахстане больницы продолжают принимать пациентов, однако они делают это фактически в долг из-за многомиллиардного долга правительства перед Фондом социального медицинского страхования (ФСМС). Данная ситуация вызывает озабоченность и требует анализа причин накопления задолженности и её последствий для системы обязательного социального медицинского страхования (ОСМС).

Сумма задолженности правительства

Долг правительства перед ФСМС образовался из-за недостаточного финансирования. ФСМС получает деньги из двух источников: обязательные взносы граждан и целевые взносы от государства. В 2025 году правительство должно было перечислить 2,3 триллиона тенге, но фактически выплата составила всего 1 триллион, что привело к образованию задолженности в 739,3 миллиарда тенге. Из этой суммы 365,5 миллиарда тенге относится к гарантированному пакету медицинской помощи (ГОБМП), а 373,7 миллиарда тенге — к ОСМС.

Причины задолженности

Министерство финансов РК сообщило, что возникновение долга связано с "операционным кассовым разрывом", что означает нехватку денежных средств для выполнения обязательных платежей. Ведомство указало на несколько причин этого разрыва:

  • Неравномерные поступления налогов;
  • Меньшие, чем планировалось, переводы из Нацфонда;
  • Высокие расходы на социальные нужды, такие как пенсии и дотации.

Несмотря на существующий долг, министерство уверяет, что все социальные расходы финансируются своевременно.

История накопления долга

Задолженность перед ФСМС накапливалась на протяжении нескольких месяцев, начиная с прошлого года. Каждый месяц наблюдалось отставание от запланированных выплат, что видно из оперативных отчётов Министерства финансов.

Мнение Минздрава

Министр здравоохранения ранее уверяла, что в бюджете имеются средства для выполнения обязательств. Однако, несмотря на её заверения, долг продолжает расти. В ответ на запросы о ситуации с финансированием, Минздрав указал на задержки со стороны Министерства финансов в осуществлении платежей.

Воздействие на медицинские учреждения

ФСМС сообщает о критической ситуации с долгами государства. Из-за нехватки финансирования фонд не может своевременно выплачивать клиникам за оказанные медицинские услуги. Это приводит к финансовым трудностям для медицинских организаций и может вызывать недовольство среди медицинского персонала.

Сферы, испытывающие нехватку финансирования

Несмотря на некоторые меры по оптимизации расходов, остаются несколько критически недофинансируемых сфер:

  • Первичная медико-санитарная помощь;
  • Лечение онкологических заболеваний.

Фонд медстрахования подал запрос на дополнительные средства из республиканского бюджета для устранения дефицита.

Перспективы ФСМС

Согласно прогнозам, ФСМС может столкнуться с дефицитом в 200 миллиардов тенге к 2027 году. Для улучшения финансовой модели фонда планируется увеличить государственные взносы и расширить базу для взносов работодателей и работников.

Заключение

Каждый работающий гражданин Казахстана обязан делать взносы в ОСМС, и государство также должно выполнять свои финансовые обязательства. Задержки в выплатах могут негативно сказаться на доступности медицинских услуг для населения, что уже наблюдается в системе здравоохранения.

Фото: ©️ автор

Похожее

Банк Покупка Продажа
511.00 517.00
510.00 517.00
511.50 517.50
512.00 518.00
510.50 516.50
510.00 516.00
511.00 517.00
508.50 515.50
511.50 517.50
510.50 517.50
509.50 515.50
Банк Покупка Продажа
600.00 607.00
596.79 606.29
600.50 607.50
599.00 607.00
597.20 606.20
599.50 605.50
598.91 604.91
597.60 604.60
600.00 608.00
600.50 607.50
597.50 607.50
Банк Покупка Продажа
6.20 6.70
6.16 6.66
6.22 6.62
6.20 6.60
5.66 6.46
5.92 6.42
-.-- -.--
6.28 6.48
6.20 6.60
6.15 6.65
6.26 6.56