- август 28, 2025

Многие эксперты считают, что существующие правила наносят вред и бизнес-сообществу, и обычным гражданам, что уже сказалось на экономической активности страны. Неоптимальные условия для электронных платежей способствуют росту теневых экономических операций и снижению налоговых поступлений.
Лидер фракции Азат Перуашев отметил, что при обсуждении законопроекта ранее было обещано улучшить систему контроля. Тем не менее, новые правила оказались сложными в реализации. Согласно данным Нацбанка, с начала 2024 года наблюдается снижение объемов мобильных платежей на 30%, и предприниматели все чаще возвращаются к наличным расчетам. Это может привести к ухудшению финансовой грамотности населения, поскольку наличные деньги сложнее отслеживать и планировать. Для изменения ситуации необходимо провести широкое обсуждение и учесть интересы всех участников рынка, а также внедрить инновационные технологии, которые облегчат процесс проведения мобильных платежей и сделают их более безопасными.
Перуашев предложил изучить российский опыт, где с 2020 года контроль применяется лишь к тем, кто получает более 30 переводов в день, при условии, что их сумма превышает 1000 рублей, и общая сумма переведенных денег составляет более миллиона рублей в месяц (примерно 5,5 млн тенге).
В Казахстане же в поле зрения органов контроля попадают даже самые мелкие транзакции с общей суммой всего 255 тысяч тенге, что в 20 раз меньше показателя, установленного в России. «Объем ненужной информации лишь перегружает систему. Мы предлагаем установить минимальный порог для мониторинга на уровне от 3-5 тысяч тенге», — добавил депутат.
Кроме того, необходимо учитывать, что упрощение контроля может способствовать повышению доверия со стороны граждан к финансовым учреждениям и сократить время обработки транзакций. Также опыт других стран, таких как Германия и Великобритания, показывает, что разумный баланс между контролем и свободой транзакций способствует росту экономики и снижению коррупционных рисков.
Введение порогов мониторинга поможет сосредоточить ресурсы на действительно подозрительных операциях, улучшая эффективность работы контролирующих органов и позволяя бизнесу развиваться без излишнего давления со стороны регуляторов.
Особую тревогу вызывает воздействие закона на малый и микробизнес. Перуашев охарактеризовал установленный порог в 255 тысяч тенге как «необоснованный», так как эта сумма далеко не соответствует реальной прибыли предпринимателей. Он отметил, что с таким уровнем оборота фактическая прибыль может составить всего 50-60 тысяч тенге, что ниже минимальной заработной платы в стране.
«Малый бизнес включает людей, работающих в маленьких магазинах, кафе или предоставляющих мелкие услуги. Эти трудяги зарабатывают честно и инвестируют в свои дела или нужды своих семей. Чиновники должны сосредоточиться на борьбе с крупной коррупцией, а не угрожать простым предпринимателям», — подчеркнул он.
Ранее Комитет государственных доходов проинформировал, что физическое лицо попадает под контроль, если в течение трех месяцев ему переведены деньги от более чем 100 человек. Однако на данный момент мониторинг сумм переводов не проводится.
Некоторые эксперты подчеркивают, что такие ограничения могут способствовать уходу бизнеса в тень, что, в свою очередь, снижает налоговые поступления в бюджет. Малые предприниматели часто сталкиваются с нехваткой ресурсов и поддержки, что делает их уязвимыми к нововведениям. Важно также уделить внимание программам поддержки и обучения, которые помогут малым предприятиям адаптироваться к новым условиям и развиваться.
Дополнительные меры, такие как снижение налоговой нагрузки или упрощение процедур регистрации, могут значительно улучшить ситуацию для малых и микробизнесов, способствуя их устойчивому развитию и созданию новых рабочих мест.
| Банк | Покупка | Продажа | Время |
|---|---|---|---|
| 521.00 | 526.00 | 12:15 |
|
| 518.45 | 525.45 | 12:15 |
|
| 519.50 | 524.30 | 12:15 |
|
| 520.00 | 526.00 | 12:15 |
|
| 520.00 | 526.00 | 12:15 |
|
| 517.50 | 523.50 | 12:15 |
|
| 521.00 | 525.00 | 12:15 |
|
| 519.50 | 526.50 | 12:15 |
|
| 520.00 | 526.00 | 12:15 |
|
| 522.00 | 529.00 | 12:15 |
|
| 520.00 | 526.00 | 12:15 |
| Банк | Покупка | Продажа | Время |
|---|---|---|---|
| 606.00 | 612.00 | 12:15 |
|
| 601.95 | 611.45 | 12:15 |
|
| 606.00 | 611.00 | 12:15 |
|
| 603.00 | 611.00 | 12:15 |
|
| 603.10 | 612.10 | 12:15 |
|
| 603.20 | 609.20 | 12:15 |
|
| 605.77 | 610.77 | 12:15 |
|
| 604.50 | 611.50 | 12:15 |
|
| 603.50 | 611.50 | 12:15 |
|
| 606.50 | 613.50 | 12:15 |
|
| 602.50 | 612.50 | 12:15 |
| Банк | Покупка | Продажа | Время |
|---|---|---|---|
| 6.30 | 6.80 | 12:15 |
|
| 6.25 | 6.75 | 12:15 |
|
| 6.37 | 6.49 | 12:15 |
|
| 6.30 | 6.70 | 12:15 |
|
| 5.74 | 6.54 | 12:15 |
|
| 5.96 | 6.46 | 12:15 |
|
| -.-- | -.-- | 12:15 |
|
| 6.36 | 6.56 | 12:15 |
|
| 6.30 | 6.70 | 12:15 |
|
| 6.25 | 6.75 | 12:15 |
|
| 6.30 | 6.60 | 12:15 |