- сентябрь 08, 2025
С целью упрощения таможенного декларирования и управления внешнеэкономической деятельностью, Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан создал новую информационную систему «Кеден» (keden.kz). К числу пользователей данной системы могут относиться также нерезиденты, которые не имеют индивидуального идентификационного номера (ИИН) Казахстана. Как они могут зарегистрироваться в этой системе?
Согласно Закону Республики Казахстан «О национальных реестрах идентификационных номеров», иностранцы, а также лица без гражданства не используют ИИН для осуществления денежных транзакций и переводов. В соответствии с постановлением Правления Национального Банка РК «О правилах безналичных расчетов и переводов на территории страны», в случаях, когда отправителем или получателем являются иностранцам или лицами без гражданства, ИИН не требуется. В связи с этим, банки второго уровня, оформляя платежные документы для нерезидентов, указывают в поле, предназначенном для ИИН/БИН, 12 нулей.
Для корректной идентификации таких пользователей в системе «Кеден» при оформлении таможенных деклараций для физических лиц-нерезидентов генерируется уникальный идентификационный номер (УИН).
УИН состоит из 12 цифр и делится на три части:
· первая часть – включает цифры 9900 (две девятки и два нуля);
· вторая часть – представлена двумя буквами, соответствующими коду страны (согласно справочной информации в системе Кеден);
· третья часть – состоит из шести цифр, представляющих порядковый номер регистрации нерезидента-физического лица.
Физические лица-нерезиденты осуществляют платежи по таможенным сборам, налогам и пеням (ТПиН) с использованием своего УИН. В платежных документах УИН, присвоенный через систему Кеден, указывается в строке «Назначение платежа».
В дальнейшем открытие и учет лицевых счетов в системе Кеден будут производиться исключительно по УИН и таможенным кодам бюджетной классификации (КБК) (примечание: до запуска новой информационной системы «Информационная система налогового администрирования» (ИСНА)).
Что касается авансовых платежей, то в соответствии с пунктом 1 статьи 78 Кодекса РК «О таможенном регулировании в Республике Казахстан», под авансовыми платежами понимаются денежные суммы, перечисляемые для уплаты будущих таможенных платежей и налогов, включая специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, которые не идентифицированы плательщиком по конкретным типам и объемам платежей относительно определенных товарных групп. Авансовые платежи также могут быть использованы для погашения пеней и процентов.
До завершения полного внедрения ИС Кеден для оформления таможенных деклараций и списания сумм ТПиН в системе следует применять КБК 106119 «Авансовые платежи, вносимые в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и Республики Казахстан, для уплаты будущих таможенных платежей, налогов и других пошлин, а также для обеспечения выполнения обязательств по уплате».
Однако, в рамках действующего законодательства при оплате ТПиН по УИН нельзя использовать КБК 106119.
Таким образом, платежи по УИН должны производиться только через определенные КБК (106201, 106104, 106105, 105102, 106101 и т.д.), исключая при этом использование КБК 106119.
Для регистрации в системе Кеден нерезиденту необходимо заполнить специальную анкету, где указываются основные данные, включая полное имя, адрес, паспортные данные и контактную информацию. После подачи анкеты и успешной проверки данных, системе будет присвоен уникальный идентификационный номер (УИН), который необходимо сохранить для дальнейших операций.
Важно отметить, что нерезиденты имеют право получать консультации по вопросам оформления таможенных деклараций и использования системы Кеден в специализированных офисах или онлайн-поддержке, доступной на сайте keden.kz.
Кроме того, после получения УИН, нерезидентам рекомендуется ознакомиться с актуальными инструкциями и нормативными документами, размещенными на сайте Кеден, чтобы избежать проблем при оформлении платежей и регистрации. Также полезно отслеживать обновления в законодательстве, касающиеся таможенного регулирования, чтобы своевременно реагировать на изменения.
Банк | Покупка | Продажа | Время |
---|---|---|---|
536.00 | 541.00 | 12:15 |
|
533.90 | 540.90 | 12:15 |
|
535.50 | 541.50 | 12:15 |
|
535.50 | 541.50 | 12:15 |
|
536.00 | 542.00 | 12:15 |
|
534.70 | 540.70 | 12:15 |
|
535.50 | 540.00 | 12:15 |
|
534.00 | 541.00 | 12:15 |
|
534.50 | 540.50 | 12:15 |
|
535.00 | 542.00 | 12:15 |
|
533.90 | 539.90 | 12:15 |
Банк | Покупка | Продажа | Время |
---|---|---|---|
623.00 | 629.00 | 12:15 |
|
619.66 | 629.16 | 12:15 |
|
622.90 | 629.90 | 12:15 |
|
622.00 | 630.00 | 12:15 |
|
621.10 | 630.10 | 12:15 |
|
623.50 | 629.50 | 12:15 |
|
623.81 | 629.81 | 12:15 |
|
621.30 | 628.30 | 12:15 |
|
621.50 | 629.50 | 12:15 |
|
623.50 | 630.50 | 12:15 |
|
619.00 | 629.00 | 12:15 |
Банк | Покупка | Продажа | Время |
---|---|---|---|
6.40 | 6.90 | 12:15 |
|
6.44 | 6.94 | 12:15 |
|
6.60 | 6.72 | 12:15 |
|
6.50 | 6.90 | 12:15 |
|
5.94 | 6.74 | 12:15 |
|
6.16 | 6.66 | 12:15 |
|
-.-- | -.-- | 12:15 |
|
6.46 | 6.76 | 12:15 |
|
6.40 | 6.80 | 12:15 |
|
6.40 | 6.90 | 12:15 |
|
6.50 | 6.80 | 12:15 |