- сентябрь 08, 2025

С целью упрощения таможенного декларирования и управления внешнеэкономической деятельностью, Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан создал новую информационную систему «Кеден» (keden.kz). К числу пользователей данной системы могут относиться также нерезиденты, которые не имеют индивидуального идентификационного номера (ИИН) Казахстана. Как они могут зарегистрироваться в этой системе?
Согласно Закону Республики Казахстан «О национальных реестрах идентификационных номеров», иностранцы, а также лица без гражданства не используют ИИН для осуществления денежных транзакций и переводов. В соответствии с постановлением Правления Национального Банка РК «О правилах безналичных расчетов и переводов на территории страны», в случаях, когда отправителем или получателем являются иностранцам или лицами без гражданства, ИИН не требуется. В связи с этим, банки второго уровня, оформляя платежные документы для нерезидентов, указывают в поле, предназначенном для ИИН/БИН, 12 нулей.

Для корректной идентификации таких пользователей в системе «Кеден» при оформлении таможенных деклараций для физических лиц-нерезидентов генерируется уникальный идентификационный номер (УИН).
УИН состоит из 12 цифр и делится на три части:
· первая часть – включает цифры 9900 (две девятки и два нуля);
· вторая часть – представлена двумя буквами, соответствующими коду страны (согласно справочной информации в системе Кеден);
· третья часть – состоит из шести цифр, представляющих порядковый номер регистрации нерезидента-физического лица.
Физические лица-нерезиденты осуществляют платежи по таможенным сборам, налогам и пеням (ТПиН) с использованием своего УИН. В платежных документах УИН, присвоенный через систему Кеден, указывается в строке «Назначение платежа».
В дальнейшем открытие и учет лицевых счетов в системе Кеден будут производиться исключительно по УИН и таможенным кодам бюджетной классификации (КБК) (примечание: до запуска новой информационной системы «Информационная система налогового администрирования» (ИСНА)).
Что касается авансовых платежей, то в соответствии с пунктом 1 статьи 78 Кодекса РК «О таможенном регулировании в Республике Казахстан», под авансовыми платежами понимаются денежные суммы, перечисляемые для уплаты будущих таможенных платежей и налогов, включая специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, которые не идентифицированы плательщиком по конкретным типам и объемам платежей относительно определенных товарных групп. Авансовые платежи также могут быть использованы для погашения пеней и процентов.
До завершения полного внедрения ИС Кеден для оформления таможенных деклараций и списания сумм ТПиН в системе следует применять КБК 106119 «Авансовые платежи, вносимые в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и Республики Казахстан, для уплаты будущих таможенных платежей, налогов и других пошлин, а также для обеспечения выполнения обязательств по уплате».
Однако, в рамках действующего законодательства при оплате ТПиН по УИН нельзя использовать КБК 106119.
Таким образом, платежи по УИН должны производиться только через определенные КБК (106201, 106104, 106105, 105102, 106101 и т.д.), исключая при этом использование КБК 106119.
Для регистрации в системе Кеден нерезиденту необходимо заполнить специальную анкету, где указываются основные данные, включая полное имя, адрес, паспортные данные и контактную информацию. После подачи анкеты и успешной проверки данных, системе будет присвоен уникальный идентификационный номер (УИН), который необходимо сохранить для дальнейших операций.
Важно отметить, что нерезиденты имеют право получать консультации по вопросам оформления таможенных деклараций и использования системы Кеден в специализированных офисах или онлайн-поддержке, доступной на сайте keden.kz.
Кроме того, после получения УИН, нерезидентам рекомендуется ознакомиться с актуальными инструкциями и нормативными документами, размещенными на сайте Кеден, чтобы избежать проблем при оформлении платежей и регистрации. Также полезно отслеживать обновления в законодательстве, касающиеся таможенного регулирования, чтобы своевременно реагировать на изменения.
| Банк | Покупка | Продажа |
|---|---|---|
| 516.00 | 522.00 | |
| 513.50 | 520.50 | |
| 515.00 | 521.00 | |
| 515.00 | 521.00 | |
| 514.00 | 520.00 | |
| 514.50 | 520.50 | |
| 514.50 | 520.50 | |
| 514.00 | 521.00 | |
| 515.00 | 521.00 | |
| 514.00 | 521.00 | |
| 515.00 | 521.00 |
| Банк | Покупка | Продажа |
|---|---|---|
| 605.00 | 612.00 | |
| 599.86 | 609.36 | |
| 603.60 | 610.60 | |
| 602.50 | 610.50 | |
| 600.10 | 609.10 | |
| 603.50 | 609.50 | |
| 603.68 | 609.68 | |
| 602.80 | 609.80 | |
| 603.50 | 611.50 | |
| 604.00 | 611.00 | |
| 602.00 | 612.00 |
| Банк | Покупка | Продажа |
|---|---|---|
| 6.20 | 6.70 | |
| 6.21 | 6.71 | |
| 6.35 | 6.55 | |
| 6.30 | 6.70 | |
| 5.71 | 6.51 | |
| 5.99 | 6.49 | |
| -.-- | -.-- | |
| 6.35 | 6.55 | |
| 6.30 | 6.70 | |
| 6.25 | 6.75 | |
| 6.33 | 6.63 |