- сентябрь 08, 2025
С 2007 года в Казахстане введена система индивидуальных идентификационных номеров (ИИН), предназначенная для хранения информации о физических лицах и упрощения процесса их идентификации. Эта система действует и для иностранцев, временно находящихся на территории страны. В следующем разделе мы расскажем, какие данные несет в себе 12-значный ИИН и как его получить.
Индивидуальный идентификационный номер (ИИН) представляет собой уникальную 12-цифровую комбинацию, которая автоматически генерируется информационной системой при создании документов для физических лиц. Процесс присвоения ИИН осуществляется автоматически в момент первой регистрации лица. Этот номер остается неизменным и не подлежит повторному назначению. Связанные с ИИН сведения хранятся:
Система введена в Казахстане с 2007 года в соответствии с законом № 223 от 12.01.2007. С августа того же года началось обновление удостоверений личности граждан РК на новые документы образца с ИИН, которые также стали указываться в свидетельствах о рождении детей.
Совершеннолетние граждане Казахстана могут найти свой ИИН:
Также ИИН зафиксирован в интегральной микросхеме на таких документах, как:
Структура 12-значного номера расшифровывается следующим образом:
Государственные органы используют ИИН для идентификации граждан. Соответственно, физическим лицам необходимо иметь ИИН для доступа к государственным услугам:
Для новорожденных, которые появились на свет в Казахстане у граждан страны и получили свидетельство о рождении в местном ЗАГСе, ИИН присваивается автоматически при выдаче документа и фиксируется в нем. Когда ребенку исполняется 16 лет и он получает удостоверение личности, ИИН переносится на новый документ без изменений, без необходимости дополнительных действий.
Граждане Казахстана, имеющие удостоверения личности, также получают ИИН в момент оформления или замены документа. Поскольку процесс присвоения ИИН стартовал в 2007 году, в настоящее время практически все граждане имеют такой номер, за исключением единичных случаев.
На портале Egov.kz доступна услуга «Получение сведений об ИИН».
Для ее получения следует:
В результате пользователь получит уведомление о своем ИИН. Услуга предоставляется бесплатно.
Иностранные граждане без вида на жительство в Казахстане обязаны получать ИИН в следующих ситуациях:
Перед получением ИИН иностранцам необходимо зарегистрироваться временно в миграционной полиции Казахстана, после чего следует обратиться в КГД МФ РК (налоговый орган) или в центр обслуживания населения (ЦОН).
При визите в УГД МФ РК или ЦОН заявитель должен предоставить:
Копия паспорта должна быть переведена на казахский и/или русский язык с нотариальным удостоверением. Также необходимо приложить миграционную карточку и свидетельство временной регистрации.
При наличии рекомендуется предоставить:
Срок выдачи свидетельства о присвоении ИИН составляет 3 рабочих дня с момента подачи документов. Услуга предоставляется gratuitamente.
Если иностранный гражданин не может лично получить ИИН или предпочитает сделать это без въезда в страну, он может воспользоваться доверенностью.
Доверенность должна быть выдана на имя гражданина РК, заверена нотариально в стране пребывания иностранца и апостилирована для Казахстана.
Оригинал доверенности должен быть переведен на казахский и/или русский язык с нотариальным заверением.
Также требуется нотариально заверенная и апостилированная копия паспорта иностранца.
Если иностранец отсутствует в стране, миграционная карточка и свидетельство регистрации не требуются.
С имеющимися электронными копиями документов, доверенное лицо может подать заявку на присвоение ИИН иностранцу через портал Egov.kz (или же в бумажном виде в ЦОН или УГД МФ РК при личной явке).
Для подачи через портал Egov.kz следует:
В результате будет выдано свидетельство о присвоении ИИН или отказ с обоснованием. Срок оказания услуги — 1 рабочий день. Услуга бесплатная.