- август 28, 2025

Цифровизация в Казахстане стала значительной темой обсуждения, особенно с учетом финансовых потерь, понесенных в этом секторе. Ожидания, связанные с внедрением технологий, не всегда совпадают с реальностью, и результаты порой оказываются крайне неутешительными.
За годы инвестирования в различные цифровые проекты многие из них не оправдали ожиданий, и миллиарды тенге, выделенные на эти начинания, были фактически утеряны. Основные проблемы заключаются в:
Инвестиции, которые могли бы внести значимый вклад в развитие экономики, зачастую расходуются неэффективно. Это вызывает большое разочарование у населения и подрывает доверие к государственным учреждениям.
Правительство должно обратить внимание на опыт других стран, где цифровизация уже привела к положительным результатам. Ключевыми факторами успеха являются:
Таким образом, Казахстан имеет все шансы наладить эффективное управление цифровыми проектами, если будет стремиться учесть предыдущие ошибки и выстраивать грамотную стратегию на будущее.
Обзор государственных расходов в цифровом секторе Казахстана выявил шокирующие данные о неэффективности использования бюджетных средств, как сообщает пресс-служба Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан.
По итогам проверки стало известно, что на создание пяти технологических центров и одного венчурного фонда, которые работали в рамках «Парка инновационных технологий» (ПИТ) в 2016-2017 годах, было выделено 4,9 миллиарда тенге. При этом три из этих центров оказались совершенно бесполезными, а два других работают без четкой стратегии развития. В результате, 3 миллиарда тенге были потрачены впустую.
Это не единственные проблемы. В рамках программы «ПИТ» были поддержаны 95 стартапов на сумму свыше 987 миллионов тенге. Результаты их деятельности оказались откровенно слабыми. Из 32 компаний, получивших финансирование в 2018-2020 годах, 18 вынужденно прекратили свое существование, а 21 организация не предоставляет налоговые отчеты, что указывает на полное отсутствие активности.
Дополнительно, с 2015 по 2024 год в «ПИТ» было направлено 41 миллиард тенге от пользователей недр, предназначенных на финансирование научных исследований и разработку инновационных технологий. Однако никакая из экспертных комиссий проекта не отвечает за результаты НИОКР, что вызывает вопросы о прозрачности всех процессов. 179 профинансированных проектов на сумму 14,8 миллиарда тенге не дали реального технологического прогресса. Вместо этого, средства использовались для текущих нужд бизнеса, что не привело к необходимым научным достижением.
В ходе аудита были обнаружены финансовые нарушения на сумму 1,1 миллиарда тенге. Кроме того, неправильное планирование бюджета и активов составило еще 2,2 миллиарда тенге, а общие потери из-за нецелевого использования средств достигли 46,5 миллиардов тенге. Зафиксировано 45 системных и 143 процедурных нарушений, что свидетельствует о серьезных недочетах в управлении проектами и распределении бюджетных ресурсов в области цифровых технологий.
В ответ на выявленные проблемы, Высшая аудиторская палата предложила ряд рекомендаций для улучшения ситуации в сфере цифровизации. Среди них:
Также необходимо обратить внимание на повышение квалификации кадров в области цифровых технологий и внедрения инновационных решений, что в конечном итоге должно повысить конкурентоспособность Казахстана на международной арене.
Важность диалога между государственными учреждениями и гражданским обществом нельзя недооценивать. Обсуждение результатов инвестиций в цифровизацию может помочь в выявлении слабых мест и формировании более эффективных стратегий на будущее. Привлечение общественности в процессы контроля за расходами способствует повышению прозрачности и ответственности всех участников.
| Банк | Покупка | Продажа | Время |
|---|---|---|---|
| 521.00 | 526.00 | 12:15 |
|
| 518.45 | 525.45 | 12:15 |
|
| 519.50 | 524.30 | 12:15 |
|
| 520.00 | 526.00 | 12:15 |
|
| 520.00 | 526.00 | 12:15 |
|
| 517.50 | 523.50 | 12:15 |
|
| 521.00 | 525.00 | 12:15 |
|
| 519.50 | 526.50 | 12:15 |
|
| 520.00 | 526.00 | 12:15 |
|
| 522.00 | 529.00 | 12:15 |
|
| 520.00 | 526.00 | 12:15 |
| Банк | Покупка | Продажа | Время |
|---|---|---|---|
| 606.00 | 612.00 | 12:15 |
|
| 601.95 | 611.45 | 12:15 |
|
| 606.00 | 611.00 | 12:15 |
|
| 603.00 | 611.00 | 12:15 |
|
| 603.10 | 612.10 | 12:15 |
|
| 603.20 | 609.20 | 12:15 |
|
| 605.77 | 610.77 | 12:15 |
|
| 604.50 | 611.50 | 12:15 |
|
| 603.50 | 611.50 | 12:15 |
|
| 606.50 | 613.50 | 12:15 |
|
| 602.50 | 612.50 | 12:15 |
| Банк | Покупка | Продажа | Время |
|---|---|---|---|
| 6.30 | 6.80 | 12:15 |
|
| 6.25 | 6.75 | 12:15 |
|
| 6.37 | 6.49 | 12:15 |
|
| 6.30 | 6.70 | 12:15 |
|
| 5.74 | 6.54 | 12:15 |
|
| 5.96 | 6.46 | 12:15 |
|
| -.-- | -.-- | 12:15 |
|
| 6.36 | 6.56 | 12:15 |
|
| 6.30 | 6.70 | 12:15 |
|
| 6.25 | 6.75 | 12:15 |
|
| 6.30 | 6.60 | 12:15 |