- август 28, 2025
В Казахстане активно обсуждают инициированное правительством предложение увеличить ставку налога на добавленную стоимость (НДС) с 12% до 20%.
Деловая женщина и участница Налогового альянса Жанар Сулейменова резко раскритиковала эту идею, отметив, что подобные резкие изменения в налоговой политике не встречаются нигде в мире.
Встреча с главой правительства
Сулейменова поделилась, что данная тема была поднята на совещании с премьер-министром Олжасом Бектеновым и экономическими экспертами. Также рассматривалось предложение о снижении порога для обязательной регистрации по НДС до 15 миллионов тенге, что, по её словам, фактически затронет почти всех представителей малого и среднего бизнеса.
«На вчерашней встрече с премьер-министром обсуждалось предложение о повышении ставки НДС до 20% и о снижении порога до 15 миллионов тенге. Это значит, что практически весь малый и средний бизнес столкнётся с необходимостью перехода на НДС», — подчеркивает Сулейменова.
Критика и необходимость реформирования
Эксперт указала на то, что увеличение ставки на 66% станет значительной проблемой для бизнеса и экономики страны. Она акцентировала внимание на важности проведения глубоких реформ, которые позволят решить вопрос дефицита бюджета без увеличения налоговой нагрузки.
«Да, у нас существует дефицит бюджета. Но решение этой проблемы не должно сводиться только к повышению налогов. Необходимо пересмотреть состав бюджета, провести его сокращение и искать пути для расширения налогооблагаемой базы. Если экономика не будет развиваться, то о каком росте можно говорить при увеличении налогов?» — отметила Сулейменова.
История вопроса
Предложение о повышении ставки НДС обсуждается в Казахстане уже не первый год. В прошлом году Министерство финансов под руководством Ерулана Жамаубаева предлагало увеличить ставку с 12% до 16%. Однако, в свете нынешних предложений, увеличение до 20% вызвало широкую критику со стороны представителей бизнеса.
Мнение правительства
Заместитель премьер-министра Канат Бозумбаев также высказал свою точку зрения по этому вопросу. Он подчеркнул, что повышение НДС до 20% является одним из рассматриваемых вариантов для устранения бюджетного дефицита, однако подробности пока не были раскрыты.
Влияние на экономику и бизнес
Налоговые эксперты предупреждают, что резкое повышение ставки НДС может вызвать инфляционное давление, увеличив стоимость товаров и услуг. Это может снизить уровень покупательской способности населения, что в дальнейшем негативно скажется на спросе и, как следствие, на объемах производства.
Кроме того, возможны негативные последствия для внешнеэкономической деятельности страны. Снижение конкурентоспособности казахстанских товаров может привести к уменьшению экспорта и увеличению импорта, что в свою очередь больно ударит по местным производителям.
Примеры из других стран
В ряде стран мира, которые сталкивались с аналогичными проблемами дефицита бюджета, практиковали поэтапное увеличение НДС или его временное замораживание на более низком уровне, что позволяло избежать резких изменений и дать бизнесу время адаптироваться. Это лучший пример того, как можно решать экономические проблемы без чрезмерной нагрузки на малый и средний бизнес.
| Банк | Покупка | Продажа | Время |
|---|---|---|---|
| 523.00 | 528.00 | 12:15 |
|
| 520.20 | 527.20 | 12:15 |
|
| 522.00 | 526.80 | 12:15 |
|
| 522.00 | 528.00 | 12:15 |
|
| 522.00 | 528.00 | 12:15 |
|
| 521.50 | 527.50 | 12:15 |
|
| 523.00 | 528.00 | 12:15 |
|
| 521.00 | 528.00 | 12:15 |
|
| 522.00 | 528.00 | 12:15 |
|
| 522.00 | 529.00 | 12:15 |
|
| 521.50 | 527.50 | 12:15 |
| Банк | Покупка | Продажа | Время |
|---|---|---|---|
| 605.00 | 611.00 | 12:15 |
|
| 600.78 | 610.28 | 12:15 |
|
| 605.40 | 610.40 | 12:15 |
|
| 603.50 | 611.50 | 12:15 |
|
| 601.90 | 610.90 | 12:15 |
|
| 603.60 | 609.60 | 12:15 |
|
| 604.50 | 610.50 | 12:15 |
|
| 603.00 | 610.00 | 12:15 |
|
| 602.50 | 610.50 | 12:15 |
|
| 604.00 | 611.00 | 12:15 |
|
| 601.50 | 611.50 | 12:15 |
| Банк | Покупка | Продажа | Время |
|---|---|---|---|
| 6.30 | 6.80 | 12:15 |
|
| 6.23 | 6.73 | 12:15 |
|
| 6.42 | 6.54 | 12:15 |
|
| 6.30 | 6.70 | 12:15 |
|
| 5.73 | 6.53 | 12:15 |
|
| 5.98 | 6.48 | 12:15 |
|
| -.-- | -.-- | 12:15 |
|
| 6.31 | 6.56 | 12:15 |
|
| 6.30 | 6.70 | 12:15 |
|
| 6.25 | 6.75 | 12:15 |
|
| 6.25 | 6.55 | 12:15 |