- март 23, 2025
Некоторые сотрудники пренебрегают соблюдением трудовой дисциплины и часто опаздывают на работу. Это приводит к задержкам в выполнении рабочих задач, негативно сказывается на обслуживании клиентов и создает неблагоприятную атмосферу в коллективе. Если другие методы влияния на такого сотрудника оказываются безрезультатными, работодатель может принять решение о его увольнении. В следующем разделе мы расскажем, как правильно оформить увольнение за регулярные опоздания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 64 Трудового кодекса Республики Казахстан, для работников, которые не соблюдают правила трудовой дисциплины, включая часто опаздывающих, предусмотрены различные меры дисциплинарного воздействия:
Таким образом, Трудовой кодекс России предоставляет работодателю право уволить работника по собственной инициативе в случае опозданий (отсутствия на работе без уважительных причин). Однако такое увольнение будет считаться законным только при соблюдении следующих условий:
Важно отметить, что увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 8 пункта 1 статьи 52 ТК РК, может быть осуществлено только если сотрудник отсутствует на рабочем месте без уважительной причины на протяжении более 3 часов подряд за один рабочий день.
В соответствии с пунктом 6 статьи 53 ТК РК, для расторжения трудового договора по указанному основанию необходимо следовать установленному порядку применения дисциплинарных мер (статья 65 ТК РК) и учитывать требования статьи 66 ТК РК.
Согласно статье 65 ТК РК, дисциплинарное взыскание применяется работодателем через издание соответствующего акта (приказа).
По пункту 2 статьи 65 ТК РК, прежде чем издать приказ о дисциплинарном взыскании, работодатель должен запросить у сотрудника письменное объяснение. Это необходимо для уточнения, действительно ли отсутствие на работе вызвано уважительной причиной, или же работник потерял трудоспособность (например, заболел или попал в ДТП).
В действующем трудовом законодательстве не представлен четкий список уважительных причин. Поэтому работодателю каждый раз необходимо выяснять причину отсутствия, признать ее неуважительной (если это действительно так) и только после этого принимать решение об увольнении. Именно для этого требуется объяснительная записка от работника.
Работник должен предоставить объяснение:
Запрос объяснения от работника также должен быть оформлен письменно (в бумажном или электронном виде) и вручён сотруднику лично, через почту, курьером, по электронной почте и т.д., с подтверждением получения. Например, если требование вручено в бумажном виде, на нем должна стоять подпись работника, подтверждающая получение. При отправке документа почтой или курьером (рекомендуется отправлять заказным письмом с уведомлением) подтверждением служит квитанция о получении. В случае отправки по электронной почте, следует использовать функцию «Уведомить о прочтении».
Если работник уклоняется от получения этого запроса или отказывается его получить, работодателю следует составить соответствующий акт. Акт об отказе в предоставлении объяснения должен быть подписан как минимум двумя свидетелями с указанием их фамилий и должностей.
Если требование было получено, но работник не предоставил объяснение в течение двух рабочих дней с момента получения, работодатель также должен оформить соответствующий акт.
Такой же акт составляется, если два рабочих дня истекли с момента составления акта об уклонении или отказе работника от получения требования.
Таким образом, у работодателя должны быть следующие документы:
После этого следует оформить приказ о применении дисциплинарного взыскания (увольнении) на основании, предусмотренном пунктом 8 статьи 1 статьи 52 ТК РК. Стоит заметить, что непредставление объяснительной записки работником не является помехой для увольнения.
Процедура увольнения, описанная выше, целиком применима, если работник опоздал на 3 часа и более. Однако иногда сотрудники опаздывают всего на 15-30 минут, но делают это регулярно. Как поступить в этой ситуации?
Уволить сотрудника сразу за такое короткое опоздание не получится. Работателю вначале необходимо будет наложить одно из других дисциплинарных взысканий, перечисленных в пункте 1 статьи 64 ТК РК: замечание, выговор или строгий выговор. При этом следует соблюдать тот же порядок: запросить объяснение, составить акты и издать приказ.
При оформлении первого дисциплинарного взыскания следует внимательно формулировать текст и указать только те виды взысканий, которые перечислены в пункте 1 статьи 64 ТК РК. Нельзя использовать термины «предупреждение», «строгое замечание» или «предостережение», иначе впоследствии работодатель не сможет доказать, что нарушение работником имело место неоднократно.
Если после первого взыскания в течение 6 месяцев (по статье 66 ТК РК) работник допустит еще одно опоздание (или другой проступок), работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор на основании неоднократного неисполнения трудовых обязанностей. Это основание предусмотрено в пункте 16 статьи 1 статьи 52 ТК РК.
Второе опоздание также необходимо задокументировать и оформить в соответствии с описанным ранее порядком, а затем издать приказ об увольнении на основании пункта 16 статьи 1 статьи 52 ТК РК.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ТК РК, работника необходимо ознакомить с приказом об увольнении в течение 3 рабочих дней со дня его издания. Если работник отказывается подписать документ об ознакомлении, в приказе делается соответствующая запись от работодателя.
Если невозможно ознакомить сотрудника с приказом лично, работодатель обязан направить ему копию письмом с уведомлением о вручении (в течение 3 рабочих дней).
Необходимо отметить, что согласно статье 66 ТК РК, уволить сотрудника за опоздание можно не только в день его обнаружения. Наложение дисциплинарного взыскания допускается в течение одного месяца с момента обнаружения проступка.
В течение трех дней после расторжения трудового договора работодатель обязан выплатить работнику: