- сентябрь 08, 2025
24 июля 2024 года Министерством торговли Республики Казахстан была принята обновлённая версия Правил внутренней торговли. В данном документе был расширен понятийный аппарат за счет введения 24 новых терминов, что направлено на урегулирование новых тенденций в области внутренней торговли, таких как франчайзинг, кооперация, мерчендайзинг, фейсинг и другие. Ожидается, что нововведения вступят в силу с 10 августа 2024 года.
Для местных органов власти и территориальных отделений Министерства торговли разработаны соответствующие методические указания по расчетам:
1) определения минимальных норм обеспечения торговыми площадями для населения;
2) расчет доли полочного пространства;
3) установление специализации торговых объектов;
4) определение доли современных торговых форматов.
Также были стандартизированы базовые требования к торговым услугам, мелкорозничным сетям, рынкам, различным объектам общественного питания, электронной коммерции, а также к персоналу.
Кроме этого, уточнены требования к организации и проведению ярмарок. Местные акиматы будут отвечать за утверждение календаря ярмарок с указанием их местоположения и тематики, а также за предоставление бесплатных торговых мест производителям товаров казахстанского производства.
Субъекты внутренней торговли, организуя цепочки по продаже товаров и торговые рынки, должны:
При отсутствии достаточного объема продовольственных товаров местного производства оставшиеся пустующие места или полочное пространство могут заполняться другими товарами по усмотрению субъекта внутренней торговли.
Выделение мест для размещения продовольственных товаров отечественного производства осуществляется по письменной заявке от казахстанского производителя или от субъекта внутренней торговли, который реализует эти товары.
В случае отсутствия заявок, субъекты внутренней торговли могут инициировать привлечение отечественных производителей.
Если будет недостаточно заявок со стороны производителей или поставщиков товаров местного производства, оставшаяся торговая площадь может использоваться для реализации других товаров.
Также в Правила были добавлены специфические требования к реализации уценённых товаров и порядок организации распродаж. Участники торговых процессов обязаны сообщать о наличии товаров со сниженной ценой, предоставляя покупателям полную информацию о состоянии и сроках годности таких товаров. Предусмотрены специальные условия для реализации уценённых товаров в рамках праздников и акций для повышения интереса и стимулирования покупок.
Важным аспектом нововведений является акцент на прозрачности торговых операций и соблюдении прав потребителей, что должно приводить к улучшению качества услуг и повышению доверия со стороны потребителей к отечественным производителям.