Сегодня, 02:05

Аудит Жамбылской области: нарушения и эффективность госрасходов

Аудит в Жамбылской области выявил финансовые нарушения на сумму 58,5 миллиарда тенге и неэффективное использование бюджетных средств на 75,6 миллиарда тенге, что может привести к серьезным последствиям для местного бюджета и социальной инфраструктуры. Высшая аудиторская палата намерена контролировать устранение нарушений и привлечение ответственных лиц к ответственности.

Недавний аудит, проведенный Высшей аудиторской палатой, выявил серьезные проблемы в эффективности использования государственных средств и активов в Жамбылской области. Несмотря на определенный рост макроэкономических показателей, область сталкивается с рядом критических нарушений в бюджетном планировании и управлении инвестициями.

Экономические показатели и их значение

Согласно аудиторскому заключению, в период с 2020 по 2024 годы Жамбылская область показала рост ключевых макроэкономических показателей. Однако, удельный вес региона в общем ВВП Казахстана уменьшился с 2,7% до 2,3%. Объем привлеченных инвестиций за первые 10 месяцев 2025 года составил 553 миллиарда тенге, что на 40% больше по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Тем не менее, область значительно отстает от лидеров республики, уступая им более чем в 3,5 раза по уровню инвестиций в основной капитал.

Проблемы бюджетного планирования и госзакупок

Аудит выявил ряд серьезных нарушений в области бюджетного планирования и госзакупок:

  • Зависимость региона от республиканского бюджета: более 80% доходов области за указанный период составляют трансферты, которые увеличились на 51% — с 344 до 521 миллиарда тенге.
  • Неосвоенные бюджетные средства составляют более 38 миллиардов тенге.
  • Программа развития региона на 2021–2025 годы не решает ключевые проблемы, такие как отсутствие очистных сооружений в Таразе и высокий уровень очередей на жилье.
  • Факты необоснованного применения «особого порядка» при заключении договоров, что ограничивает конкуренцию.

Неэффективное использование инвестиций

Аудиторы также зафиксировали недостаточный контроль за реализацией инвестиционных проектов. В частности, были выявлены случаи оплаты подрядчикам за невыполненные объемы работ. Например, отдел ЖКХ Тараза в июне 2025 года заплатил 537 миллионов тенге за ремонт автодорог, хотя работы не были начаты до аудита в августе.

Строительство газопровода, который должен был обеспечить 18 населенных пунктов Шуского района, затянулось на более чем 6 лет при нормативном сроке в 2 года, что привело к возврату 8,2 миллиарда тенге в бюджет.

Проблемы в деятельности СПК "Тараз"

План развития социально-предпринимательской корпорации «Тараз» не включает четкие показатели повышения эффективности. Количество индикаторов сократилось с 18 до 5, а оставшиеся показатели были скорректированы до фактически достигнутых результатов, что ставит под сомнение реальную эффективность работы корпорации.

Финансовые нарушения в Жамбылской области

По итогам аудита были установлены следующие финансовые нарушения:

  • Общая сумма финансовых нарушений составляет 58,5 миллиарда тенге, из которых 47,1 миллиарда связаны с бухгалтерским учетом и финансовой отчетностью.
  • Неэффективное использование бюджетных средств оценивается в 75,6 миллиарда тенге.

В связи с выявленными нарушениями работа по их устранению, а также привлечение виновных к ответственности и внесение изменений в законодательство будут находиться под контролем Высшей аудиторской палаты.

Ранее ВАП завершила проверку деятельности социально-предпринимательских корпораций, в ходе которой также были выявлены серьезные проблемы в управлении и использовании бюджетных средств.

Похожее

Банк Покупка Продажа
498.00 503.00
494.30 501.30
498.00 504.00
500.00 506.00
498.00 504.00
497.50 503.50
499.00 504.00
496.50 503.50
497.20 503.20
497.00 504.00
496.00 502.00
Банк Покупка Продажа
580.00 586.00
576.25 585.75
580.50 587.50
583.00 591.00
578.20 587.20
580.60 586.60
582.25 587.25
576.90 583.90
578.20 586.20
580.50 587.50
577.00 587.00
Банк Покупка Продажа
6.20 6.70
6.23 6.73
6.40 6.55
6.20 6.60
5.78 6.58
6.02 6.52
-.-- -.--
6.39 6.59
6.25 6.65
6.25 6.75
6.36 6.66