- октябрь 08, 2025

Высшая аудиторская палата завершила проверку деятельности социально-предпринимательских корпораций (СПК), выявив серьезные проблемы в управлении и использовании бюджетных средств.
По результатам аудита, в деятельности СПК отмечены управленческие и финансовые недостатки. Их работа не интегрирована в систему государственного планирования, а планы развития часто носят формальный характер и не подлежат внешней оценке. Это приводит к тому, что результаты работы корпораций не влияют на эффективность акиматов.
Председатель ВАП Алихан Смаилов отметил, что корпорации действуют без четких рамок, что приводит к противоречиям с законодательством.
"В регионах что решили, то и делают. Зачастую это противоречит даже Предпринимательскому кодексу", — подчеркнул он.
Аудит показал, что за последние пять лет СПК получили более 528 миллиардов тенге из бюджета, из которых свыше 288 миллиардов было направлено на кредитование бизнеса. Однако вместо реализации инвестиционных проектов, способствующих развитию регионов, корпорации размещают средства на депозитах и участвуют в коммерческих проектах с низким социальным эффектом.
К началу 2025 года убытки СПК превысили 209 миллиардов тенге, увеличившись в семь раз по сравнению с 2020 годом. Выплаты дивидендов также нестабильны: в 2024 году в бюджет поступило менее 0,5 миллиарда тенге, что почти в четыре раза меньше, чем в 2023 году.
Аудиторы выявили, что многие СПК участвуют в коммерческих проектах, поддерживая отдельных предпринимателей:
Проверка стабилизационных фондов обнаружила ненадлежащие условия хранения продукции, узкий ассортимент товаров и закупку продукции, не востребованной у населения. Аудиторы пришли к выводу, что СПК не справляются с задачами по стабилизации цен на продовольствие из-за неэффективного управления фондами и закупочной деятельностью.
В ходе проверки было выявлено:
Материалы по 14 фактам нарушений будут переданы в правоохранительные органы для дальнейшего разбирательства. Ранее ВАП также проверила эффективность использования государственных активов в Фонде национального благосостояния "Самрук-Казына" и его дочерних компаниях.
| Банк | Покупка | Продажа |
|---|---|---|
| 507.00 | 512.00 | |
| 505.00 | 512.00 | |
| 507.50 | 511.80 | |
| 509.00 | 515.00 | |
| 507.00 | 513.00 | |
| 508.00 | 514.00 | |
| 510.50 | 514.50 | |
| 505.00 | 512.00 | |
| 508.00 | 514.00 | |
| 508.00 | 515.00 | |
| 508.00 | 514.00 |
| Банк | Покупка | Продажа |
|---|---|---|
| 590.00 | 596.00 | |
| 586.89 | 596.39 | |
| 590.30 | 597.30 | |
| 590.00 | 598.00 | |
| 586.20 | 595.20 | |
| 591.10 | 597.10 | |
| 592.46 | 597.46 | |
| 586.60 | 593.60 | |
| 588.50 | 596.50 | |
| 591.00 | 598.00 | |
| 587.50 | 597.50 |
| Банк | Покупка | Продажа |
|---|---|---|
| 6.30 | 6.80 | |
| 6.36 | 6.86 | |
| 6.47 | 6.62 | |
| 6.30 | 6.70 | |
| 5.88 | 6.68 | |
| 6.11 | 6.61 | |
| -.-- | -.-- | |
| 6.46 | 6.66 | |
| 6.40 | 6.80 | |
| 6.35 | 6.85 | |
| 6.40 | 6.70 |