- ноябрь 01, 2025

Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) вводит новые требования для банков в Казахстане, согласно которым они будут обязаны учитывать задолженности граждан по обязательному социальному медицинскому страхованию (ОСМС) при оценке кредитоспособности заемщиков.
Согласно проекту новой редакции правил, финансовые учреждения должны проверять наличие долгов у клиентов по ОСМС и другим обязательным платежам. Эта информация будет влиять на формирование риск-профиля заемщика и может стать решающим фактором при принятии решения о выдаче кредита.
Документ подчеркивает, что с момента введения ОСМС у большинства плательщиков сформировалась регулярная финансовая дисциплина, однако у ряда граждан имеются задолженности по взносам.
"Наличие задолженности по ОСМС указывает на возможные риски для банков, так как несвоевременная или сознательная неуплата обязательных платежей говорит о низком уровне финансовой ответственности заемщика и повышает вероятность нарушения им условий кредита.
Кроме того, граждане, не уплачивающие взносы на ОСМС, лишаются доступа к медицинской помощи в системе страхования, что в случае болезни, утраты трудоспособности или инвалидности может снизить их платежеспособность и, как следствие, увеличить кредитные риски для банков", - объясняется в документе.
Данные изменения затронут кредиты, сумма займов и условных обязательств которых превышает:
Для таких заемщиков банки будут проводить расширенный анализ, в который теперь официально включается информация о задолженностях по ОСМС.
Данный проект является частью комплекса обновлений правил управления кредитными рисками. Регулятор уточняет, как банки должны оценивать платежеспособность клиентов, их долговую нагрузку и соблюдение обязательных платежей.
Отметим, что в Казахстане также планируют навести порядок в системе рассрочек BNPL (buy now, pay later - купи сейчас, плати позже). В настоящее время большая часть таких покупок не учитывается как официальный кредит и не отражается в кредитной истории, что приводит к отсутствию полной картины долговой нагрузки граждан.
| Банк | Покупка | Продажа |
|---|---|---|
| 507.00 | 512.00 | |
| 505.00 | 512.00 | |
| 507.50 | 511.80 | |
| 509.00 | 515.00 | |
| 507.00 | 513.00 | |
| 508.00 | 514.00 | |
| 510.50 | 514.50 | |
| 505.00 | 512.00 | |
| 508.00 | 514.00 | |
| 508.00 | 515.00 | |
| 508.00 | 514.00 |
| Банк | Покупка | Продажа |
|---|---|---|
| 590.00 | 596.00 | |
| 586.89 | 596.39 | |
| 590.30 | 597.30 | |
| 590.00 | 598.00 | |
| 586.20 | 595.20 | |
| 591.10 | 597.10 | |
| 592.46 | 597.46 | |
| 586.60 | 593.60 | |
| 588.50 | 596.50 | |
| 591.00 | 598.00 | |
| 587.50 | 597.50 |
| Банк | Покупка | Продажа |
|---|---|---|
| 6.30 | 6.80 | |
| 6.36 | 6.86 | |
| 6.47 | 6.62 | |
| 6.30 | 6.70 | |
| 5.88 | 6.68 | |
| 6.11 | 6.61 | |
| -.-- | -.-- | |
| 6.46 | 6.66 | |
| 6.40 | 6.80 | |
| 6.35 | 6.85 | |
| 6.40 | 6.70 |