- ноябрь 01, 2025

Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) вводит новые требования для банков в Казахстане, согласно которым они будут обязаны учитывать задолженности граждан по обязательному социальному медицинскому страхованию (ОСМС) при оценке кредитоспособности заемщиков.
Согласно проекту новой редакции правил, финансовые учреждения должны проверять наличие долгов у клиентов по ОСМС и другим обязательным платежам. Эта информация будет влиять на формирование риск-профиля заемщика и может стать решающим фактором при принятии решения о выдаче кредита.
Документ подчеркивает, что с момента введения ОСМС у большинства плательщиков сформировалась регулярная финансовая дисциплина, однако у ряда граждан имеются задолженности по взносам.
"Наличие задолженности по ОСМС указывает на возможные риски для банков, так как несвоевременная или сознательная неуплата обязательных платежей говорит о низком уровне финансовой ответственности заемщика и повышает вероятность нарушения им условий кредита.
Кроме того, граждане, не уплачивающие взносы на ОСМС, лишаются доступа к медицинской помощи в системе страхования, что в случае болезни, утраты трудоспособности или инвалидности может снизить их платежеспособность и, как следствие, увеличить кредитные риски для банков", - объясняется в документе.
Данные изменения затронут кредиты, сумма займов и условных обязательств которых превышает:
Для таких заемщиков банки будут проводить расширенный анализ, в который теперь официально включается информация о задолженностях по ОСМС.
Данный проект является частью комплекса обновлений правил управления кредитными рисками. Регулятор уточняет, как банки должны оценивать платежеспособность клиентов, их долговую нагрузку и соблюдение обязательных платежей.
Отметим, что в Казахстане также планируют навести порядок в системе рассрочек BNPL (buy now, pay later - купи сейчас, плати позже). В настоящее время большая часть таких покупок не учитывается как официальный кредит и не отражается в кредитной истории, что приводит к отсутствию полной картины долговой нагрузки граждан.
| Банк | Покупка | Продажа |
|---|---|---|
| 510.00 | 516.00 | |
| 505.30 | 512.30 | |
| 506.50 | 512.50 | |
| 508.00 | 514.00 | |
| 507.75 | 513.75 | |
| 507.50 | 513.50 | |
| 507.00 | 513.00 | |
| 505.60 | 512.60 | |
| 511.60 | 517.60 | |
| 507.00 | 514.00 | |
| 507.00 | 513.00 |
| Банк | Покупка | Продажа |
|---|---|---|
| 600.00 | 607.00 | |
| 593.10 | 602.60 | |
| 596.50 | 603.50 | |
| 597.00 | 605.00 | |
| 595.60 | 604.60 | |
| 598.10 | 604.10 | |
| 597.96 | 603.96 | |
| 595.70 | 602.70 | |
| 603.20 | 611.20 | |
| 597.50 | 604.50 | |
| 594.00 | 604.00 |
| Банк | Покупка | Продажа |
|---|---|---|
| 6.30 | 6.80 | |
| 6.24 | 6.74 | |
| 6.31 | 6.71 | |
| 6.20 | 6.60 | |
| 5.78 | 6.58 | |
| 6.05 | 6.55 | |
| -.-- | -.-- | |
| 6.41 | 6.61 | |
| 6.37 | 6.77 | |
| 6.25 | 6.75 | |
| 6.35 | 6.65 |