25-09-2025, 01:25

Казахстан: Новый налоговый кодекс вызывает споры среди бизнеса

В Казахстане активно обсуждают новый Налоговый кодекс, который вступит в силу в 2026 году, и его влияние на бизнес и потребителей. Предполагается, что только 10% видов деятельности смогут работать по упрощённому режиму, что может привести к росту цен и увеличению налоговой нагрузки на предпринимателей.

Новый Налоговый кодекс Казахстана вступит в силу в 2026 году, однако многие ключевые аспекты всё ещё остаются неясными. В настоящее время между бизнесом, депутатами и правительством ведутся обсуждения о том, какие сферы смогут использовать упрощённый налоговый режим, а для кого будет обязательным переход на общий режим с повышенной налоговой нагрузкой. Это может значительно отразиться на ценах для потребителей.

Что такое ОКЭД?

ОКЭД — это система кодов, которая позволяет государству идентифицировать виды деятельности бизнеса. Каждая компания или индивидуальный предприниматель (ИП) получает уникальный код ОКЭД, который отражает её основную деятельность.

Примеры работы ОКЭД:

  • Магазин одежды имеет один код.
  • Строительная компания — другой код.
  • Компании, предоставляющие IT-услуги, используют третий код.

Зачем нужен ОКЭД:

  • Для статистики: позволяет отслеживать количество компаний в различных сферах.
  • Для налогообложения: налоговые ставки и льготы зависят от вида деятельности.
  • Для бизнеса: код необходим при регистрации компании или ИП, а также в договорах и отчётности.

Изменения в работе ОКЭД

Согласно новому Налоговому кодексу, многие предприниматели могут потерять доступ к упрощённому налоговому режиму. Предполагается, что только около 10% ОКЭД смогут продолжать работать по упрощённой схеме, в то время как остальные 90% будут обязаны перейти на общий режим налогообложения, что неизбежно увеличит налоговую нагрузку на бизнес и, соответственно, приведёт к росту цен для потребителей.

Различия между "упрощёнкой" и общим режимом

Упрощённый налоговый режим предполагает уплату 4% от общего оборота. Например, если компания реализует товары на сумму 100 тысяч тенге, она должна уплатить 4 тысячи тенге налогов.

"Упрощённый режим не требует сложных расчётов, налог вычисляется от общего объёма оборота. Ранее его использовали 1,7 миллиона предпринимателей в Казахстане, включая ИП, ТОО и малый и средний бизнес", - пояснил депутат Айтуар Кошмамбетов.

Общий режим, по словам депутата, требует ведения бухгалтерии. Например, при торговле на 100 тысяч тенге необходимо определить чистую прибыль, вычтя расходы. С этой прибыли уплачивается корпоративный подоходный налог (КПН) в размере 20%, а при превышении порога в 40 миллионов тенге добавляется НДС в 16%. Таким образом, налоговая нагрузка оказывается значительно выше, чем при упрощённом режиме, где достаточно уплатить 4% от оборота.

"Если остаётся чистая прибыль, с неё уплачивается КПН - 20%. При превышении порога в 40 миллионов тенге также добавляется НДС в 16% на каждый товар. Это приведёт к значительному увеличению цен на товары и услуги при общем режиме", - добавил Кошмамбетов.

Справка: КПН - это налог, который уплачивают юридические лица со своего дохода. В отличие от подоходного налога физических лиц, КПН взимается с прибыли предприятий и является важным источником дохода для бюджета страны.

Обсуждение изменений в Налоговом кодексе

По информации депутатов и экспертов, правительство уже утвердило списки видов деятельности, которым будет разрешено работать по упрощённому режиму, и тех, кому это будет запрещено. "Запретительный список" пока недоступен, но в интернете уже появляются его предварительные версии. Министерство национальной экономики вскоре должно опубликовать проект такого списка на портале "Открытые НПА", где казахстанцы смогут ознакомиться с ним и высказать своё мнение.

"Пока преждевременно обсуждать неподтверждённые списки. Правительство должно представить полные расчёты и аналитические данные по новым налоговым поступлениям и занятости", - отметил Кошмамбетов.

После публикации документа депутаты, бизнес и другие заинтересованные стороны смогут обсудить его содержание. В настоящее время продолжаются споры о расширении перечня видов бизнеса, которым разрешат использовать упрощённый режим.

"Работа по этому вопросу активно продолжается. После публикации проекта у нас будет месяц для публичного обсуждения с предпринимателями и ассоциациями. Мы готовы выступить партнёрами для достижения оптимальных решений", - подчеркнул Кошмамбетов.

Изначально предполагалось, что в запретительном списке окажется 1 150 видов деятельности, но после обсуждений количество предполагаемых запрещённых ОКЭД снизилось до 990, а 120 видов смогут продолжить работать по упрощённому режиму. Однако окончательные данные ещё не опубликованы.

"Мы ожидали, что будет запрещено работать по упрощённому режиму лишь 40-50 видам деятельности, но не 90%", - отметил депутат.

Другие изменения для бизнеса

Новый Налоговый кодекс объединит упрощённый и розничный налоговые режимы.

"Специальный налоговый режим - это исключение из общего правила. Правительство пришло к выводу, что ставка в 3% от оборота недостаточна, и новая ставка составит 4%. Местные маслихаты смогут регулировать эту ставку, устанавливая её в диапазоне от 2% до 6%", - пояснил мажилисмен.

Плюсы и минусы новой "упрощёнки" по мнению депутата

Плюсы:

  • Новый лимит по обороту составит 2,5 миллиарда тенге, что позволит охватить весь малый бизнес и часть среднего.
  • Местные маслихаты смогут регулировать ставку, что позитивно скажется на прозрачности бизнеса и налоговых поступлениях.

Минусы:

  • Неясно, кто сможет воспользоваться новым режимом, так как ранее он был доступен всем с оборотом до 80 миллионов тенге.

Реакция бизнеса

Некоторые предприниматели выражают опасения, что налоговые изменения могут привести к "тенизации" бизнеса.

"Существуют риски, что предприниматели начнут использовать наличные платежи, что приведёт к развитию теневого бизнеса. Важно обратить внимание на торговые отношения с соседними странами и работу таможенных органов", - отметил Кошмамбетов.

Он считает, что упорядочение этих процессов может привести к значительным поступлениям в бюджет благодаря прозрачности, цифровизации и борьбе с коррупцией.

Мнение правительства

На брифинге министр торговли Арман Шаккалиев сообщил, что возможный вывод некоторых ОКЭД из упрощённого режима может привести к краткосрочному увеличению цен на 2,5-3%.

"Изменения будут. Ожидаем краткосрочные изменения в ценах из-за изменения налоговых режимов. Ведётся активное обсуждение, и бизнес предоставляет свои аргументы. Мы надеемся на сбалансированное решение", - сказал Шаккалиев.

Министр добавил, что меры стабилизации будут предложены после публикации финального перечня видов деятельности.

Ответственный орган за данные изменения — Министерство национальной экономики, и его пресс-служба обещала прокомментировать ситуацию после официального опубликования документов.

Похожее

Банк Покупка Продажа
513.00 519.00
511.80 518.80
513.00 519.00
516.00 522.00
512.50 518.50
512.00 518.00
513.50 519.50
511.80 516.50
514.00 520.00
513.00 520.00
513.50 519.50
Банк Покупка Продажа
602.00 609.00
598.69 608.19
602.20 609.20
603.00 611.00
598.80 607.80
601.10 607.10
602.87 608.87
600.70 604.85
603.00 611.00
602.00 609.00
599.00 609.00
Банк Покупка Продажа
6.30 6.80
6.27 6.77
6.38 6.58
6.30 6.70
5.76 6.56
6.03 6.53
-.-- -.--
6.36 6.61
6.35 6.75
6.30 6.80
6.40 6.70