- август 28, 2025
Средства, которые могли бы способствовать экономическому развитию, превращаются в огромные прибыли для банковских учреждений.
В финансовой системе Казахстана наблюдается скрытое отклонение, которое обеспечивает банкам значительные доходы, но лишает государственные структуры и население дополнительных денежных ресурсов. С таким мнением выступил экономист Галим Хусаинов.
Он отметил, что проблема заключается в существующих запретах и регулированиях, которые создают искусственный дисбаланс. В итоге средства, которые могли бы быть использованы в экономике, становятся источником избыточной прибыли для банков.
К примеру, высокие кредитные ставки и комиссии делают заемные средства недоступными для малого и среднего бизнеса, что, в свою очередь, замедляет развитие предпринимательства в стране. В условиях экономической неопределенности многие инвестиции остаются невостребованными из-за отсутствия гибких финансовых инструментов, которые могли бы поддержать инновационные проекты.
Кроме того, излишняя централизация финансовых ресурсов в руках крупных банков затрудняет доступ к финансированию для региональных предприятий, что приводит к неравномерному распределению экономических ресурсов и снижению экономической динамики в менее развитых регионах.
Альтернативные механизмы, такие как создание региональных фондов поддержки бизнеса или упрощение доступа к кредитам для различных секторов экономики, могли бы помочь перераспределить финансирование в более продуктивные сферы и способствовать общему экономическому росту страны.
Экономист объясняет, что публичные институты и частные лица держат свои средства на расчетных счетах, где банки не начисляют процентные ставки из-за действующих ограничений. Тем не менее, эти же средства банки инвестируют в государственные ценные бумаги (ГЦБ), тем самым получая сотни миллиардов тенге. Это ведет к тому, что государство, которое могло бы извлекать доходы от этих средств, остается без них. В результате, необходимость в реформах становится всё более очевидной, чтобы создать более конкурентную среду, где ресурсы будут эффективно распределяться и использоваться.
«Прибыль банков не возникает благодаря их эффективности или внедрению инноваций. Они получают доходы не от кредитования или привлечения инвестиций, а благодаря регуляторным условиям, которые выгодны только для них», — подчеркивает Хусаинов.
Для достижения устойчивого экономического роста, государству необходимо пересмотреть законодательство, регулирующее банковский сектор, и создать условия, которые позволят банковским учреждениям более активно участвовать в кредитовании и финансировании реального сектора экономики. Кроме того, внедрение современных финансовых технологий и улучшение доступа к финансированию для малого и среднего бизнеса могут значительно повысить эффективность экономики в целом.
Экономист считает, что такая система негативно сказывается на финансировании важных секторов, таких как здравоохранение, образование и инфраструктура. В то время как государственные программы испытывают нехватку финансовых ресурсов, крупнейшие банки продолжают фиксировать рекордные доходы. Это приводит к ухудшению качества медицинского обслуживания и образовательных услуг, а также замедляет развитие инфраструктуры, что в свою очередь снижает уровень жизни населения. Неравномерное распределение финансовых ресурсов также усиливает социальное неравенство, создавая разрыв между различными слоями общества. В результате, нехватка инвестиций в ключевые сферы может затормозить экономический рост и уменьшить конкурентоспособность страны на международной арене.
Хусаинов предлагает не увеличивать корпоративный подоходный налог до 25%, а устранить сам дисбаланс. Решение заключается в отмене запретов, которые искусственно перекачивают средства в пользу банков, и создании честных рыночных условий. Также необходимо рассмотреть возможность внедрения антикоррупционных мер, которые бы обеспечили прозрачность в финансовых потоках и их справедливое распределение между участниками экономики.
«Банки не должны процветать за счет регуляторных лазеек. Экономика страны не должна функционировать по правилам, которые выгодны лишь одной стороне», — подводит итог эксперт.
Также читайте:
Важным аспектом является необходимость создания механизмов, позволяющих малому и среднему бизнесу получать доступ к финансированию на более выгодных условиях. Это поможет диверсифицировать экономические риски и содействовать устойчивому развитию.
Банк | Покупка | Продажа | Время |
---|---|---|---|
537.00 | 542.00 | 12:15 |
|
534.20 | 541.20 | 12:15 |
|
535.50 | 541.50 | 12:15 |
|
536.00 | 542.00 | 12:15 |
|
535.50 | 541.50 | 12:15 |
|
534.70 | 540.70 | 12:15 |
|
536.50 | 541.00 | 12:15 |
|
534.80 | 541.80 | 12:15 |
|
535.00 | 541.00 | 12:15 |
|
535.00 | 542.00 | 12:15 |
|
535.00 | 541.00 | 12:15 |
Банк | Покупка | Продажа | Время |
---|---|---|---|
623.00 | 629.00 | 12:15 |
|
618.56 | 628.06 | 12:15 |
|
621.50 | 628.50 | 12:15 |
|
621.00 | 629.00 | 12:15 |
|
619.60 | 628.60 | 12:15 |
|
623.50 | 629.50 | 12:15 |
|
622.82 | 628.82 | 12:15 |
|
620.60 | 627.60 | 12:15 |
|
620.30 | 628.30 | 12:15 |
|
623.00 | 630.00 | 12:15 |
|
618.00 | 628.00 | 12:15 |
Банк | Покупка | Продажа | Время |
---|---|---|---|
6.40 | 6.90 | 12:15 |
|
6.40 | 6.90 | 12:15 |
|
6.55 | 6.67 | 12:15 |
|
6.40 | 6.80 | 12:15 |
|
5.89 | 6.69 | 12:15 |
|
6.16 | 6.66 | 12:15 |
|
-.-- | -.-- | 12:15 |
|
6.45 | 6.75 | 12:15 |
|
6.40 | 6.80 | 12:15 |
|
6.40 | 6.90 | 12:15 |
|
6.47 | 6.77 | 12:15 |