В Казахстане подорожает дизтопливо для посевной


3 просмотры

В преддверии посевного сезона в Казахстане ожидается рост цен на дизельное топливо. Это событие может существенно сказаться на аграрном секторе и на стоимости сельскохозяйственной продукции.

Аналитики отмечают, что ранее стабильные цены на данный вид топлива могут быть нарушены по причинам, связанным с изменениями на мировом рынке и внутренними экономическими факторами. Увеличение цен на дизтопливо – это не просто изменение в расценках, но и возможное удорожание процессов, связанных с выращиванием и сбором урожая.

По словам экспертов, рост цен на дизельное топливо может привести к увеличению себестоимости продукции, что, в свою очередь, отразится на ценах для конечного потребителя. Это может вызвать снижение покупательской способности населения и потребовать от сельхозпроизводителей пересмотра своих стратегий работы.

Важным фактором, который также стоит учитывать, является то, что зависимость от импорта дизельного топлива может усилить ценовые колебания, связанных с внешними экономическими факторами, такими как курс валюты и изменения в политике стран-поставщиков.

В связи с этим, аграриям рекомендуется заранее планировать свои затраты и инвестировать в технологии, которые могут снизить зависимость от топлива, такие как сельскохозяйственная техника с альтернативными источниками энергии.

Ключевые факторы повышения цен

  • Рост мировых цен на нефть;
  • Изменения в налоговой политике;
  • Спрос на дизельное топливо в других отраслях экономики;
  • Логистические проблемы и поставки.

Таким образом, аграрии должны подготовиться к новым условиям и, возможно, пересмотреть свои финансовые планы на будущий сельскохозяйственный сезон. Не исключено, что повышение цен на дизельное топливо повлечет за собой рост цен на другие ресурсы, необходимые для успешного осуществления посевной кампании.

Последствия для сельского хозяйства

Если цены на дизель продолжат расти, это может влиять на финансовую стабильность фермерских хозяйств, что приведет к необходимости пересмотра цен на конечную продукцию. Кроме того, возможны изменения в объемах посевов, поскольку некоторые аграрии могут оказывать приоритет на более экономичные технологии и системы.

Правительство и профильные министерства уже начинают предпринимать меры для смягчения последствий повышения цен на дизтопливо, чтобы обеспечить поддержку сельхозпроизводителям в это непростое время.

Дополнительная информация о текущей ситуации с дизельным топливом и его влиянии на агросектор будет доступна в ближайшее время.

С осени 2025 года правительство планирует пересмотреть свою ценовую политику.

Для сельскохозяйственных производителей в Казахстане цена на дизельное топливо в весенний посевной период 2025 года останется прежней — 250 тенге за литр.

Эту информацию озвучил заместитель премьер-министра Роман Скляр в ответ на запрос депутатов.

Согласно действующим правилам, с 1 марта по 31 мая и с 1 августа по 31 октября продавцы нефтепродуктов должны первым делом обслуживать аграриев. При рыночной стоимости дизельного топлива в 295 тенге за литр, льготная цена в 250 тенге помогает фермерам сократить расходы в самых затратных периодах сельскохозяйственных работ. В 2025 году общий объем потребления удешевленного дизеля составит 803 тысячи тонн.

Тем не менее, Роман Скляр указал, что поставки топлива по сниженной цене выступают в роли скрытого субсидирования за счет нефтедобывающих компаний. Каждое года величина такой скрытой помощи достигает 46 миллиардов тенге, что негативно сказывается на отраслевых инвестициях в разведку, добычу и переработку нефти.

Для улучшения контроля за распределением топлива, по словам вице-премьера, уже внедрены ряд цифровых решений: уникальные ПИН-коды, специализированные виртуальные склады в системе электронных счетов-фактур Комитета государственных доходов, а также окрашивание дизельного топлива на нефтеперерабатывающих заводах. Несмотря на это, в 2024 году из ожидаемых 800 тысяч тонн льготного топлива фермерами было использовано только 603 тысячи тонн, что указывает на продолжающееся нецелевое использование ресурсов.

В связи с этим, начиная с осени 2025 года, правительство собирается пересмотреть свою ценовую политику. Скляр уточнил, что стоимость дизтоплива для сельского хозяйства будет устанавливаться с учетом розничных цен на автозаправочных станциях с корректировкой на 10-15%. Также рассматривается вариант перехода к прямым субсидиям для сельхозпроизводителей вместо предоставления скидок со стороны нефтяных компаний.

«Поддержка аграрного сектора и обеспечение продовольственной безопасности остаются в числе главных приоритетов. Поэтому было принято решение сохранить нынешнюю цену до осени этого года. Однако дальнейшая либерализация рынка ГСМ требует нового подхода», — отметил Роман Скляр.

Таким образом, льготное дизельное топливо для посевной кампании останется по прежней цене, но с осени аграрный сектор может столкнуться с новыми условиями, которые могут привести как к повышению цен, так и к изменению механизмов поддержки.

Похожее