- март 05, 2025
20 января 2025 года Дональд Трамп официально занял пост 47-го президента США и немедленно анонсировал новый этап протекционистской торговли.
Среди первостепенных инициатив – потенциальное введение 25%-ного налога на импорт из Канады и Мексики, начиная с 1 февраля. Реализация этих мер окажет заметное влияние на мировую экономику, в частности на автомобильную отрасль, которая станет одной из наиболее пострадавших.
Автомобилестроительные компании, такие как Ford, General Motors и Toyota, уже выразили озабоченность по поводу повышения цен на свои автомобили. Основная часть их производственных мощностей расположена в этих странах, и новые тарифы могут привести к значительным увеличениям себестоимости и, как следствие, к росту цен на конечный продукт.
Кроме того, ожидается, что потребительский спрос на автомобили снизится из-за возросших цен, что может привести к снижению объемов продаж и экономическому падению в секторе. Аналитики прогнозируют, что наибольший удар примут гибридные и электрические автомобили, которые уже сталкиваются с высокими ценами на фоне конкуренции с традиционными моделями.
В ответ на это, некоторые компании могут рассмотреть возможность сокращения производства, что, в свою очередь, приведет к потере рабочих мест и ослаблению экономического роста в регионах, зависящих от автопрома.
Таким образом, новые тарифы могут иметь далеко идущие последствия не только для автопроизводителей, но и для целой экономики США, создавая волну неопределенности как для потребителей, так и для инвесторов.
США, Канада и Мексика представляют собой взаимосвязанную производственную цепочку в автомобильной индустрии. Резкое увеличение налогов на импорт может привести к высокому росту затрат для производителей, поднять цены на автомобили и сократить объемы выпускаемой продукции. Эксперты Halyk Finance Research указывают, что такие меры способны негативно сказаться на кредитных рейтингах крупных компаний в этой области, что в свою очередь отразится на всей международной автомобильной экосистеме. Важно отметить, что высокие цены на автомобили могут отразиться не только на покупателях, но и на смежных отраслях, таких как страхование и обслуживание автомобилей, что может привести к снижению спроса в этих сегментах.
"Появление 25%-ных тарифов значительно увеличит производственные издержки для автомобилей, продающихся в США. По оценкам японского инвестиционного банка Nomura, наибольшее воздействие ощутят компании General Motors, Mazda и Stellantis. Дополнительные налоги на машины этих производителей, попадающие на американский рынок, составят 89%, 55% и 54% соответственно от их ожидаемой операционной прибыли в 2025 году", – говорится в исследовании. Также существует риск, что повышение цен на новые автомобили может привести к росту рынка подержанных автомобилей, что также нарушит баланс в отрасли и может угрожать стабильности поставок комплектующих.
Несмотря на решительные слова Трампа, эксперты выражают сомнение в том, что тарифы будут введены в полном объеме.
"Исторический опыт показывает, что подобные действия обычно становятся инструментом для торгового давления, а не частью стратегического плана. Введение тарифов в предложенном виде может нанести серьезный урон американскому автопрому и усугубить инфляционные процессы", – отмечают аналитики Halyk Finance Research.
Если тарифы все же будут введены, последствия для экономики США будут значительными. По данным Bloomberg, издержки на производство одного автомобиля General Motors увеличатся на $3 500 из-за роста затрат на рабочую силу, а дополнительные налоги поднимут цену еще на $3 561. Эти факторы могут привести к сокращению спроса на автомобили и росту инфляции, что противоречит заявленной Трампом борьбе с повышением цен.
Субсидии для импорта стали ключевой темой предвыборной кампании Трампа, и его соседи уже начали принимать меры. В декабре 2024 года правительство Канады объявило о выделении $1.3 миллиарда для усиленной охраны границы, в то время как Мексика предложила план экономических реформ, включающий возможное введение собственных тарифов на импорт из Китая.
Рынки пока не проявляют паники.
"На сегодняшний день доходности облигаций автопроизводителей остаются на исторически низком уровне. Это указывает на то, что участники рынка не учитывают вероятность полного введения тарифов", – подчеркивают аналитики Halyk Finance Research.
Эксперты считают, что, если тарифы все-таки будут внедрены, они вряд ли затронут автомобильный сектор в полном объеме.
"Скорее всего, Трамп использует эту ситуацию как метод давления на своих торговых партнеров, а не собирается полностью пересматривать торговые отношения", – утверждается в отчете Halyk Finance Research.
Таким образом, несмотря на громкие заявления о 25%-ных тарифах, вероятность их реализации остается низкой. Тем не менее, угроза введения подобных мер уже влияет на международные рынки и, возможно, станет важным элементом торговых переговоров в ближайшие месяцы.