- март 02, 2025

По мнению одного из известных экономистов, Казахстан может столкнуться с серьезными финансовыми трудностями в ближайшем будущем. В ходе анализа текущей экономической ситуации в стране были выявлены значительные риски, способные привести к масштабным проблемам. Среди ключевых факторов, способствующих этому, эксперты отмечают ухудшение мировых экономических условий, рост инфляции, а также снижение цен на сырьевые commodities, от которых сильно зависит экономика Казахстана. Кроме того, нестабильность в соседних странах и внутренние политические риски также могут оказать давление на финансовую систему государства. Экономист подчеркивает необходимость своевременных мер со стороны правительства для стабилизации ситуации и предупреждения кризиса.
В случае реализации негативного сценария, последствия могут отразиться на различных секторах экономики, в том числе:
Для предотвращения кризиса экономист предлагает несколько мер:
Ситуация требует от правительства Казахстана принятия оперативных и эффективных решений для обеспечения экономической стабильности и повышения уровня жизни граждан.
Увеличение НДС до 16% может обеспечить дополнительно 3-4 трлн тенге в казну, однако данное решение не решает насущные проблемы.
Казахстанский экономист Алмас Чукин выразил предупреждение о серьезных последствиях для экономики страны, если правительство продолжит активно использовать средства из Национального фонда для ликвидации дефицита бюджета, передает Ulysmedia.kz.
По мнению Чукина, такая политика может привести к обесцениванию тенге и резкому ухудшению финансового состояния государства.
«Если мы продолжим забирать средства из Нацфонда и он исчерпается, курс тенге может значительно упасть, и бюджет окажется в критической ситуации. На протяжении последних пяти лет у нас наблюдается расхождение в 10 трлн тенге между доходами и расходами», – отметил эксперт.
Он добавил, что поднятие НДС до 16%, о котором говорил Президент, может нарастить бюджетные поступления на 3-4 трлн тенге, однако это не устранит проблему – дефицит бюджета и потребность в займах сохранятся.
«Государство заявляет: мне не хватает средств, потребители должны платить больше. Но возникает вопрос: куда идут эти деньги? Существует множество проблем на таможне, неэффективных государственные программы. Даже если удастся решить эти вопросы, мы закроем лишь 30-40% бюджетного дефицита. С борьбой с коррупцией не удастся исправить всю ситуацию», – подчеркнул Чукин.
Экономист также раскритиковал налоговую политику Казахстана, заявив, что в стране существует система «двойной экономики» — крупные фирмы и предприниматели, работающие по полной налоговой системе с НДС, и малый бизнес, который применяет упрощенную систему налогообложения.
«Например, у вас кафе, у меня тоже кафе. Я нахожусь на «упрощенке», а вы платите НДС. На первый взгляд, разница в налогах составляет всего 12% против 3%. Куда пойдут клиенты — в заведение с более высоким чеком или в то, где он ниже? Поэтому бизнес ищет способы оптимизации: делит заведение на разные юридические лица — кухня будет одна, бар — другая, и вскоре появятся «чисто посудные» чеки», – пояснил Чукин.
В настоящее время в Парламенте обсуждается план сокращения числа отраслей, которые могут воспользоваться «упрощенкой» — с более 300 до 40. Это значит, что компании, работающие с другими бизнесами (B2B), должны будут перейти на систему НДС.
Кроме того, Чукин упомянул о ситуации в сельском хозяйстве, где для сельхозпроизводителей предусмотрен нулевой НДС, но данный механизм, по его мнению, не приносит им выгоды.
«Формально у сельхозпроизводителей ставка НДС равна 0%, но это не облегчает им жизнь. Например, для того чтобы вырастить зерно, фермер покупает топливо, технику, удобрения — и оплачивает НДС. А когда он реализует продукцию, у него нет возможности компенсировать этот налог, так как ставка 0%. В итоге фермеры сами несут налоговую нагрузку», – пояснил он.
Чукин считает, что Казахстану необходимо пересмотреть свою налоговую систему, чтобы избежать экономических дисбалансов и дальнейших увеличений бюджетного дефицита.
| Банк | Покупка | Продажа |
|---|---|---|
| 504.00 | 510.00 | |
| 503.60 | 510.60 | |
| 505.50 | 511.50 | |
| 504.00 | 510.00 | |
| 503.00 | 509.00 | |
| 507.40 | 513.40 | |
| 506.00 | 512.00 | |
| 503.10 | 510.10 | |
| 502.50 | 508.50 | |
| 506.00 | 513.00 | |
| 504.00 | 510.00 |
| Банк | Покупка | Продажа |
|---|---|---|
| 595.00 | 602.00 | |
| 591.31 | 600.81 | |
| 595.70 | 602.70 | |
| 594.00 | 602.00 | |
| 590.10 | 599.10 | |
| 598.30 | 604.30 | |
| 597.80 | 603.80 | |
| 593.30 | 600.30 | |
| 593.10 | 601.10 | |
| 596.50 | 603.50 | |
| 592.00 | 602.00 |
| Банк | Покупка | Продажа |
|---|---|---|
| 6.30 | 6.80 | |
| 6.30 | 6.80 | |
| 6.36 | 6.76 | |
| 6.30 | 6.70 | |
| 5.79 | 6.59 | |
| 6.08 | 6.58 | |
| -.-- | -.-- | |
| 6.42 | 6.62 | |
| 6.34 | 6.74 | |
| 6.25 | 6.75 | |
| 6.30 | 6.60 |