- март 02, 2025
По мнению одного из известных экономистов, Казахстан может столкнуться с серьезными финансовыми трудностями в ближайшем будущем. В ходе анализа текущей экономической ситуации в стране были выявлены значительные риски, способные привести к масштабным проблемам. Среди ключевых факторов, способствующих этому, эксперты отмечают ухудшение мировых экономических условий, рост инфляции, а также снижение цен на сырьевые commodities, от которых сильно зависит экономика Казахстана. Кроме того, нестабильность в соседних странах и внутренние политические риски также могут оказать давление на финансовую систему государства. Экономист подчеркивает необходимость своевременных мер со стороны правительства для стабилизации ситуации и предупреждения кризиса.
В случае реализации негативного сценария, последствия могут отразиться на различных секторах экономики, в том числе:
Для предотвращения кризиса экономист предлагает несколько мер:
Ситуация требует от правительства Казахстана принятия оперативных и эффективных решений для обеспечения экономической стабильности и повышения уровня жизни граждан.
Увеличение НДС до 16% может обеспечить дополнительно 3-4 трлн тенге в казну, однако данное решение не решает насущные проблемы.
Казахстанский экономист Алмас Чукин выразил предупреждение о серьезных последствиях для экономики страны, если правительство продолжит активно использовать средства из Национального фонда для ликвидации дефицита бюджета, передает Ulysmedia.kz.
По мнению Чукина, такая политика может привести к обесцениванию тенге и резкому ухудшению финансового состояния государства.
«Если мы продолжим забирать средства из Нацфонда и он исчерпается, курс тенге может значительно упасть, и бюджет окажется в критической ситуации. На протяжении последних пяти лет у нас наблюдается расхождение в 10 трлн тенге между доходами и расходами», – отметил эксперт.
Он добавил, что поднятие НДС до 16%, о котором говорил Президент, может нарастить бюджетные поступления на 3-4 трлн тенге, однако это не устранит проблему – дефицит бюджета и потребность в займах сохранятся.
«Государство заявляет: мне не хватает средств, потребители должны платить больше. Но возникает вопрос: куда идут эти деньги? Существует множество проблем на таможне, неэффективных государственные программы. Даже если удастся решить эти вопросы, мы закроем лишь 30-40% бюджетного дефицита. С борьбой с коррупцией не удастся исправить всю ситуацию», – подчеркнул Чукин.
Экономист также раскритиковал налоговую политику Казахстана, заявив, что в стране существует система «двойной экономики» — крупные фирмы и предприниматели, работающие по полной налоговой системе с НДС, и малый бизнес, который применяет упрощенную систему налогообложения.
«Например, у вас кафе, у меня тоже кафе. Я нахожусь на «упрощенке», а вы платите НДС. На первый взгляд, разница в налогах составляет всего 12% против 3%. Куда пойдут клиенты — в заведение с более высоким чеком или в то, где он ниже? Поэтому бизнес ищет способы оптимизации: делит заведение на разные юридические лица — кухня будет одна, бар — другая, и вскоре появятся «чисто посудные» чеки», – пояснил Чукин.
В настоящее время в Парламенте обсуждается план сокращения числа отраслей, которые могут воспользоваться «упрощенкой» — с более 300 до 40. Это значит, что компании, работающие с другими бизнесами (B2B), должны будут перейти на систему НДС.
Кроме того, Чукин упомянул о ситуации в сельском хозяйстве, где для сельхозпроизводителей предусмотрен нулевой НДС, но данный механизм, по его мнению, не приносит им выгоды.
«Формально у сельхозпроизводителей ставка НДС равна 0%, но это не облегчает им жизнь. Например, для того чтобы вырастить зерно, фермер покупает топливо, технику, удобрения — и оплачивает НДС. А когда он реализует продукцию, у него нет возможности компенсировать этот налог, так как ставка 0%. В итоге фермеры сами несут налоговую нагрузку», – пояснил он.
Чукин считает, что Казахстану необходимо пересмотреть свою налоговую систему, чтобы избежать экономических дисбалансов и дальнейших увеличений бюджетного дефицита.
Банк | Покупка | Продажа | Время |
---|---|---|---|
537.00 | 542.00 | 12:15 |
|
534.20 | 541.20 | 12:15 |
|
535.50 | 541.50 | 12:15 |
|
536.00 | 542.00 | 12:15 |
|
535.50 | 541.50 | 12:15 |
|
534.70 | 540.70 | 12:15 |
|
536.50 | 541.00 | 12:15 |
|
534.80 | 541.80 | 12:15 |
|
535.00 | 541.00 | 12:15 |
|
535.00 | 542.00 | 12:15 |
|
535.00 | 541.00 | 12:15 |
Банк | Покупка | Продажа | Время |
---|---|---|---|
623.00 | 629.00 | 12:15 |
|
618.56 | 628.06 | 12:15 |
|
621.50 | 628.50 | 12:15 |
|
621.00 | 629.00 | 12:15 |
|
619.60 | 628.60 | 12:15 |
|
623.50 | 629.50 | 12:15 |
|
622.82 | 628.82 | 12:15 |
|
620.60 | 627.60 | 12:15 |
|
620.30 | 628.30 | 12:15 |
|
623.00 | 630.00 | 12:15 |
|
618.00 | 628.00 | 12:15 |
Банк | Покупка | Продажа | Время |
---|---|---|---|
6.40 | 6.90 | 12:15 |
|
6.40 | 6.90 | 12:15 |
|
6.55 | 6.67 | 12:15 |
|
6.40 | 6.80 | 12:15 |
|
5.89 | 6.69 | 12:15 |
|
6.16 | 6.66 | 12:15 |
|
-.-- | -.-- | 12:15 |
|
6.45 | 6.75 | 12:15 |
|
6.40 | 6.80 | 12:15 |
|
6.40 | 6.90 | 12:15 |
|
6.47 | 6.77 | 12:15 |