8-09-2025, 17:08

Возврат НДС с 2025 года вызвал критику НПП Атамекен

6 августа 2024 года в рамках совещания было обсуждено несколько аспектов нового проекта Налогового кодекса Казахстана.
На площадке НПП «Атамекен» собрались квалифицированные эксперты и деловые круги, чтобы подробно проанализировать ключевые изменения и новшества, направленные на совершенствование налоговой системы страны.
Одной из обсуждаемых тем стал автоматизированный контроль за выпиской электронных счетов-фактур (система «e-Tamga»). Представители НПП «Атамекен» выявили множество недостатков в этом проекте.
В частности:

6 августа 2024 года в рамках совещания было обсуждено несколько аспектов нового проекта Налогового кодекса Казахстана. undefinedНа площадке НПП «Атамекен» собрались квалифицированные эксперты и деловые круги, чтобы подробно проанализировать ключевые изменения и новшества, направленные на совершенствование налоговой системы страны. <br />Одной из обсуждаемых тем стал автоматизированный контроль за выпиской электронных счетов-фактур (система «e-Tamga»). Представители НПП «Атамекен» выявили множество недостатков в этом проекте. <br />В частности:

· Новая версия Налогового кодекса вводит систему «e-Tamga», но не включает норм о всеобъемлющем автоматическом возврате НДС, тем самым снижая эффективность предлагаемого подхода;

· Проект Налогового кодекса предоставляет Министерству финансов право устанавливать порядок расчета НДС;

· Система «e-Tamga» требует вывода денежных средств из оборота налогоплательщиков, вводя при этом новые налоговые обязательства, что негативно сказывается на бизнес-процессах.

Кроме того, эксперты подчеркнули малое количество стимулов и наличие жестких регуляторных мер. Госорганы по доходам заявили о намерении внедрить автоматический возврат дебетового сальдо по НДС без предварительных проверок для всех плательщиков НДС, что будет работать в связке с автоматизированной блокировкой выписки ЭСФ. Это направление помогает предотвратить НДС-мошенничество на стадии возникновения, что делает целесообразным внедрение всеобъемлющего автоматического возврата дебетового сальдо по НДС.

Согласно Конституции РК, основные принципы и нормы налогообложения должны регламентироваться на уровне законов. Тем не менее, разработанный проект Налогового кодекса передает полномочия по регулированию системы «e-Tamga» Министерству финансов. Это включает:
• определение категорий налогоплательщиков, подлежащих автоматизированному контролю;
• выбор оператора автоматизированного контроля, отвечающего за сохранность денежных средств и их последующее перечисление в государственный бюджет;
• установление правил ведения налогового счета и учета остатка налога;
• регламентацию процесса пополнения налогового счета и возврата средств налогоплательщику.

Как считает налоговый консультант НПП РК «Атамекен» Дастан Казиев, данные положения существенно изменяют процесс расчета и уплаты НДС, что вызывает негативную реакцию у бизнес-сообщества. Такая практика требует комплексного учета множества факторов, значительно усложняя весь алгоритм.
Эти новшества представляются ненадежными и не обеспечивают должной прозрачности и предсказуемости в налоговом регулировании. Передача этих полномочий на уровень министерства может вызвать серьезные изменения и неопределенность для налогоплательщиков.
Таким образом, НПП «Атамекен» предлагает исключить из проекта Налогового кодекса положения о автоматизированной блокировке выписки ЭСФ и сохранить существующий порядок возврата превышения НДС с учетом необходимости доработки ряда вопросов для решения текущих проблем.
Важным пунктом заседания стали изменения в процедуре возврата НДС. Согласно данному проекту, чтобы получить возврат, необходимо поддерживать объем операций, облагаемых по нулевой ставке, на уровне не менее 70%. Также планируется внедрение системы управления рисками (СУР), что вызывает обеспокоенность по поводу возможных проблем для предпринимателей и рисков, связанных с этой инициативой.

Как считает налоговый консультант НПП РК «Атамекен» Дастан Казиев, данные положения существенно изменяют процесс расчета и уплаты НДС, что вызывает негативную реакцию у бизнес-сообщества. Такая практика требует комплексного учета множества факторов, значительно усложняя весь алгоритм. undefinedЭти новшества представляются ненадежными и не обеспечивают должной прозрачности и предсказуемости в налоговом регулировании. Передача этих полномочий на уровень министерства может вызвать серьезные изменения и неопределенность для налогоплательщиков. <br />Таким образом, НПП «Атамекен» предлагает исключить из проекта Налогового кодекса положения о автоматизированной блокировке выписки ЭСФ и сохранить существующий порядок возврата превышения НДС с учетом необходимости доработки ряда вопросов для решения текущих проблем. <br />Важным пунктом заседания стали изменения в процедуре возврата НДС. Согласно данному проекту, чтобы получить возврат, необходимо поддерживать объем операций, облагаемых по нулевой ставке, на уровне не менее 70%. Также планируется внедрение системы управления рисками (СУР), что вызывает обеспокоенность по поводу возможных проблем для предпринимателей и рисков, связанных с этой инициативой.

Кроме того, эксперты отметили, что экономическая ситуация в стране требует более гибкого подхода к налогообложению, учитывающего специфику различных отраслей. В условиях глобальных экономических изменений и неопределенности в международной торговле необходимо проводить регулярные оценки эффективности налоговой политики и вносить коррективы на основе полученных данных.
Более того, представители бизнес-сообщества призвали к расширению консультационных услуг и обучению предпринимателей по вопросам налогового законодательства, что позволит снизить уровень юридической неопределенности и повысить налоговую дисциплину.

Кроме того, эксперты отметили, что экономическая ситуация в стране требует более гибкого подхода к налогообложению, учитывающего специфику различных отраслей. В условиях глобальных экономических изменений и неопределенности в международной торговле необходимо проводить регулярные оценки эффективности налоговой политики и вносить коррективы на основе полученных данных. undefinedБолее того, представители бизнес-сообщества призвали к расширению консультационных услуг и обучению предпринимателей по вопросам налогового законодательства, что позволит снизить уровень юридической неопределенности и повысить налоговую дисциплину.

Похожее

Банк Покупка Продажа
511.00 516.00
508.80 515.80
512.00 516.80
513.50 519.50
512.00 518.00
511.00 517.00
513.00 517.00
509.00 516.00
513.00 519.00
513.00 520.00
511.50 517.50
Банк Покупка Продажа
592.00 598.00
587.89 597.39
593.40 598.40
594.00 602.00
591.00 600.00
592.80 598.80
592.79 597.79
590.30 597.30
593.20 601.20
594.50 601.50
589.00 599.00
Банк Покупка Продажа
6.30 6.80
6.32 6.82
6.48 6.63
6.30 6.70
5.83 6.63
6.11 6.61
-.-- -.--
6.46 6.66
6.40 6.80
6.35 6.85
6.40 6.70