- сентябрь 08, 2025

Автоматизированный контроль выдачи ЭСФ представляет собой процесс, в рамках которого в информационной системе налогового органа автоматически присваивается уникальный номер каждому ЭСФ. Этот номер служит для идентификации и верификации документов, что значительно облегчает дальнейший контроль и учет налоговых операций.
Для реализации автоматизированного контроля будут определены:
1) регламент и сроки проведения автоматизированного контроля;
2) группы налогоплательщиков, к которым применяется автоматизированный контроль;
3) организация, осуществляющая данный контроль.
В информационной системе налогового органа будет вестись автоматизированный учёт НДС:
1) указанного в ЭСФ, которые выписывает налогоплательщик;
2) указанного в ЭСФ, выписанных его поставщиками;
3) уплаченного при импорте;
4) уплаченного за услуги и работы от нерезидента;
5) относимого в зачет по товарам, созданным или приобретенным налогоплательщиком до его регистрации по НДС;
6) начисленного при снятии с учёта по НДС на остатки товаров.
Важно учитывать, что автоматизация процессов позволяет снизить вероятность ошибок при учёте НДС и минимизировать риски налоговых правонарушений.
В процессе автоматизированного учёта НДС в системе налогового органа каждому ЭСФ будет присваиваться уникальный номер. ЭСФ, которому не был присвоен уникальный номер, считается невыданным.
Это нововведение будет способствовать повышению прозрачности в налоговых отношениях и улучшению обмена информацией между налогоплательщиками и налоговыми органами.
Сопоставительный контроль выставления ЭСФ представляет собой процедуру, выполняемую налоговым органом на основе сопоставления электронных счетов-фактур, выставленных налогоплательщиком, с данными:
1) ЭСФ, выпущенными его поставщиками;
2) налоговой отчетности;
3) информацией из других уполномоченных государственных органов о деятельности налогоплательщика, включая объекты налогообложения;
4) сведениями из банков второго уровня касательно счёт;
5) данными, полученными из различных источников о деятельности налогоплательщика.
Данная мера направлена на недопущение уклонения от уплаты налогов и обеспечивает равные условия для всех участников рынка.
Сопоставительный контроль нужен для того, чтобы подтвердить фактические обороты по реализации товаров и услуг.
Эта практика также помогает в выявлении схем уклонения от налогообложения и других нарушений.
Такой контроль в отношении электронных счетов-фактур осуществляется только на ЭСФ, выписанных в течение срока исковой давности.
Если в ходе данного контроля будут выявлены нарушения, налогоплательщик получит уведомление о подтверждении фактического оборота по реализации товаров и услуг.
Если налогоплательщик:
1) согласен с перечисленными в уведомлении нарушениями, он должен отозвать ЭСФ;
2) не согласен с выявленными нарушениями, он должен предоставить разъяснения с доказательствами, подтверждающими обстоятельства по операциям (сделкам) и происхождению товаров, а также фактическому выполнению работ или предоставлению услуг, упомянутых в уведомлении.
К данному этапу важно подходить серьезно, так как осознанное игнорирование или недостаток доказательств могут привести к серьезным последствиям для бизнеса.

Разъяснения должны быть оформлены в свободной форме и содержать:
1) идентификационные данные налогоплательщика и налогового органа, выдавшего уведомление;
2) номер и дату уведомления;
3) обстоятельства, по которым налогоплательщик не согласен с указанными нарушениями.
Также налогоплательщик может приложить копии документов, подтверждающих его доводы.
При выполнении уведомления через предоставление разъяснений, требования предоставить документы, не имеющие отношения к упомянутым нарушениям, не принимаются.
Уведомление будет считаться неисполненным, если представленные разъяснения не подтверждают происхождение товаров и фактическое выполнение работ или услуг, указанных в уведомлении.
Налоговый орган обязан в течение 10 рабочих дней с момента получения разъяснений вынести решение о признании уведомления неисполненным.
Решение о неисполнении уведомления доводится до налогоплательщика в течение 2 рабочих дней после его принятия.
Налоговый орган в течение одного рабочего дня после принятия решения приостанавливает выдачу ЭСФ.
Это служит дополнительным стимулом для налогоплательщиков соблюдать правила и предоставлять полную документацию.
Если налогоплательщик не исполнил уведомление, налоговый орган в течение одного рабочего дня после истечения срока выполнения такого уведомления приостанавливает:
1) расходные операции по банковским счетам налогоплательщика;
2) выдачу электронных счетов-фактур.
Информация о налогоплательщиках, действия которых по выдаче ЭСФ были приостановлены, будет размещена на сайте КГД МФ РК в течение одного рабочего дня с момента принятия решения о приостановке.
Это обеспечивает открытость и доступность информации для всех заинтересованных сторон.

Налоговый орган также отправляет уведомление контрагентам налогоплательщика об взаиморасчетах, указанных в уведомлении, если уведомление о неисполнении было выдано или если само уведомление не было исполнено.
Таким образом, создается дополнительная мера контроля и прозрачности для всех участников бизнеса.
| Банк | Покупка | Продажа |
|---|---|---|
| 510.00 | 516.00 | |
| 509.10 | 516.10 | |
| 510.00 | 516.00 | |
| 510.00 | 516.00 | |
| 511.50 | 517.50 | |
| 510.50 | 516.50 | |
| 510.00 | 516.00 | |
| 509.30 | 516.30 | |
| 510.00 | 516.00 | |
| 511.00 | 518.00 | |
| 511.00 | 517.00 |
| Банк | Покупка | Продажа |
|---|---|---|
| 602.00 | 609.00 | |
| 597.68 | 607.18 | |
| 601.40 | 608.40 | |
| 601.00 | 609.00 | |
| 601.20 | 610.20 | |
| 603.00 | 609.00 | |
| 602.52 | 608.52 | |
| 601.00 | 608.00 | |
| 601.30 | 609.30 | |
| 602.00 | 609.00 | |
| 599.00 | 609.00 |
| Банк | Покупка | Продажа |
|---|---|---|
| 6.30 | 6.80 | |
| 6.30 | 6.80 | |
| 6.47 | 6.62 | |
| 6.30 | 6.70 | |
| 5.84 | 6.64 | |
| 6.10 | 6.60 | |
| -.-- | -.-- | |
| 6.44 | 6.64 | |
| 6.38 | 6.78 | |
| 6.20 | 6.70 | |
| 6.38 | 6.68 |