- сентябрь 08, 2025

30 июля Министерство труда Республики Казахстан представило новые правила для разработки, утверждения, замены и пересмотра норм труда, которые вступят в силу с 2025 года.
Установленные нормы труда являются основой для определения нормативной численности сотрудников и трудозатрат.

Нормативы труда для организаций разрабатываются для видов работ, на которые пока отсутствуют межотраслевые или типовые нормы.
Такие межотраслевые нормы создаются и утверждаются уполномоченными структурами на срок, установленный органами труда.
Орган или уполномоченная организация самостоятельно разрабатывает нормы труда:
При этом разработчики должны иметь:
После завершения разработки норм их необходимо согласовать в уполномоченном органе. Заявка на согласование рассматривается в течение 30 календарных дней с момента её подачи.

По результатам анализа норм труда уполномоченный орган по труду может:
Согласование норм труда осуществляется уполномоченным органом сроком до трех лет.
При подаче заявки на согласование норм труда должны быть приложены следующие материалы:
1) список предоставляемых документов;
2) проект норм труда;
3) обоснование норм (результаты хронометражных наблюдений, расчеты, матрицы, должностные инструкции и другое);
4) документы, подтверждающие наличие квалифицированных работников и специалистов по нормированию труда;
5) имеющиеся нормы труда, использовавшиеся при разработке проекта;
6) копия решения уполномоченного органа о временном использовании ранее действующих норм.
Все материалы должны быть подготовлены в двух экземплярах, пронумерованы, прошиты и содержать оглавление и титульный лист с соответствующими отметками об утверждении и согласовании. Каждый лист должен быть подписан руководителем или замом по курируемым вопросам.
Структура норм труда разделеется на три части: «Общая часть», «Организация труда» и «Нормативная часть».
В «Общей части» указываются:
1) цели норм труда;
2) категории должностей и работников, для которых установлены нормативы;
3) исходные данные для разработки (фактическая численность сотрудников, объемы работ, результаты хронометража и статистические данные);
4) соответствие профессий и должностей единому каталогу квалификаций;
5) учет времени на обслуживание рабочего места и отдых;
6) формулы расчета численности.
В «Организации труда» отражается: на основании каких законодательных актов ведутся работы; условия труда (меры безопасности, используемые инструменты и технологии); процедуры выполнения работ из сборника; количество исполнителей и документация по завершению работ.
В «Нормативной части» содержатся описания работ, их разбивка на операции, состав исполнителей, нормы и нормативы труда (таблицы и/или формулы).
Основаниями для пересмотра и замены межотраслевых или типовых норм труда являются:
Пересмотры и замены типовых норм должны проводиться соответствующими государственными органами не реже одного раза в три года.
Обязательному пересмотру подлежат межотраслевые и типовые нормы труда при аттестации и рационализации рабочих мест, внедрении новых технологий, независимо от срока их утверждения. Ошибки пересматриваются по мере выявления.

При этом увеличение производительности труда отдельными сотрудниками в результате улучшения рабочих процессов не является причиной для пересмотра действующих норм.
Продление срока действия типовых норм осуществляется путем отметки уполномоченного органа на титульном листе с указанием даты и номера письма о продлении срока действия норм.
Согласно новым правилам, также предусмотрено внедрение современных информационных систем для автоматизации процессов нормирования труда, что позволит минимизировать людские ошибки и ускорить процесс согласования норм. Это обосновано тем, что использование цифровых технологий может повысить эффективность работы и облегчить анализ трудозатрат.
Кроме того, ожидается, что новые правила будут способствовать созданию более гибкой системы нормирования труда, которая будет учитывать специфику различных отраслей и потребности работодателей. Такой подход предполагает большую адаптивность к изменениям в экономической среде и позволит быстрее реагировать на новые вызовы и требования рынка труда.
| Банк | Покупка | Продажа |
|---|---|---|
| 516.00 | 522.00 | |
| 513.50 | 520.50 | |
| 515.00 | 521.00 | |
| 515.00 | 521.00 | |
| 514.00 | 520.00 | |
| 514.50 | 520.50 | |
| 514.50 | 520.50 | |
| 514.00 | 521.00 | |
| 515.00 | 521.00 | |
| 514.00 | 521.00 | |
| 515.00 | 521.00 |
| Банк | Покупка | Продажа |
|---|---|---|
| 605.00 | 612.00 | |
| 599.86 | 609.36 | |
| 603.60 | 610.60 | |
| 602.50 | 610.50 | |
| 600.10 | 609.10 | |
| 603.50 | 609.50 | |
| 603.68 | 609.68 | |
| 602.80 | 609.80 | |
| 603.50 | 611.50 | |
| 604.00 | 611.00 | |
| 602.00 | 612.00 |
| Банк | Покупка | Продажа |
|---|---|---|
| 6.20 | 6.70 | |
| 6.21 | 6.71 | |
| 6.35 | 6.55 | |
| 6.30 | 6.70 | |
| 5.71 | 6.51 | |
| 5.99 | 6.49 | |
| -.-- | -.-- | |
| 6.35 | 6.55 | |
| 6.30 | 6.70 | |
| 6.25 | 6.75 | |
| 6.33 | 6.63 |