- март 09, 2025

С 2022 года термины, связанные с "платой за эмиссию в окружающую среду", изменились на "плату за негативное воздействие на окружающую среду".
Эта плата (в дальнейшем – плата) взимается за выбросы загрязняющих веществ, их сбросы, а также за размещение серы открытым способом на серных картах и утилизацию отходов, которые осуществляются при наличии соответствующей экологической лицензии и учета воздействия на окружающую среду, согласно законодательству Республики Kazakhstan.

По новым нормам Налогового кодекса РК, начиная с 2025 года, плательщиками этой платы станут операторы объектов I, II и III категории. Юридическое лицо может самостоятельно определить новое структурное подразделение, например, филиал или представительство, как плательщика платы по эмиссиям, связанные с деятельности этих подразделений. При этом такое решение вступает в силу с 1 января следующего года после его принятия.
Не будут считаться плательщиками платы те налогоплательщики, которые используют льготные налоговые режимы для крестьянских и фермерских хозяйств и чья деятельность оказывает негативное воздействие на окружающую среду, подпадая под эти специальные режимы.
Объектами налогообложения являются фактические объемы негативного влияния, включая:
1. выбросы загрязняющих веществ;
2. сбросы загрязняющих веществ;
3. утилизированные отходы;
4. открытое размещение серы.
Расчет ставок платы будет производиться в зависимости от размера МРП.
При этом сумма платы:
1. определяется операторами объектов I и II категорий на основе фактических объемов;
2. рассчитывается операторами объектов III категории на основе задекларированных объемов;
3. начисляется налоговыми органами с учетом коэффициентов, на базе установленных ставок и незадекларированных объемов.
Операторы I и II категории, чьи платежи не превышают 100 МРП в год, имеют возможность выкупить нормативы или лимиты негативного воздействия на окружающую среду.
Процесс выкупа нормативов или лимитов осуществляется через полную предварительную оплату за текущий год с оформлением разрешительного документа не позже 20 марта отчетного налогового периода. После получения разрешительного документа выкуп норматива может осуществляться до 20 числа месяца, следующего за месяцем, в котором был получен документ.
Текущие суммы платы за фактическое негативное воздействие на природу должны быть оплачены не позже 25 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом.
С 2025 года налоговые органы будут рассылать уведомления о начисленной плате за негативное воздействие на окружающую среду налогоплательщикам (налоговым агентам) в течение десяти рабочих дней после получения информации от уполномоченных органов по охране окружающей среды о фактических объемах негативного воздействия.
Не подлежат возмещению или зачету излишне уплаченные суммы налогов, платы за использование земельных участков, водных ресурсов поверхностных источников и негативное воздействие на окружающую среду в период продления срока представления налоговой отчетности по этим налогам до момента их фактической подачи.
Отсрочка или рассрочка применяются к налоговым платежам, пени и сборам, которые исчисляются налогоплательщиками согласно предоставленной налоговой отчетности, а также начисляемым налоговыми органами на основании результатов проверок, за исключением следующих налогов:
плата за использование земельных участков;
плата за использование водных ресурсов поверхностных источников;
плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Важно отметить, что с вступлением в силу новых норм, организации должны будут внимательно следить за изменениями в своей деятельности, которые могут повлиять на объемы выбросов и сбросов. Подготовка к переходу на новые правила может потребовать дополнительных ресурсоемких проверок и внедрения более экологически чистых технологий. Это также может способствовать снижению общего негативного воздействия на окружающую среду и повышению уровня экологической ответственности среди компаний.

Кроме того, правительство совместно с экологическими организациями планирует проводить обучающие семинары и консультации для бизнеса, чтобы помочь в правильной интерпретации новых норм и оптимизации процессов. Участие в таких мероприятиях может дать организациям полезные знания и практики, направленные на минимизацию негативного воздействия и, как следствие, снижение налоговой нагрузки.
| Банк | Покупка | Продажа |
|---|---|---|
| 515.00 | 521.00 | |
| 513.20 | 520.20 | |
| 513.00 | 517.80 | |
| 514.00 | 520.00 | |
| 513.50 | 519.50 | |
| 514.50 | 520.50 | |
| 514.00 | 520.00 | |
| 513.50 | 520.50 | |
| 514.50 | 520.50 | |
| 513.50 | 520.50 | |
| 515.00 | 521.00 |
| Банк | Покупка | Продажа |
|---|---|---|
| 603.00 | 610.00 | |
| 599.41 | 608.91 | |
| 602.30 | 607.30 | |
| 602.00 | 610.00 | |
| 599.50 | 608.50 | |
| 603.50 | 609.50 | |
| 603.10 | 609.10 | |
| 601.50 | 608.50 | |
| 602.00 | 610.00 | |
| 602.50 | 609.50 | |
| 600.00 | 610.00 |
| Банк | Покупка | Продажа |
|---|---|---|
| 6.20 | 6.70 | |
| 6.23 | 6.73 | |
| 6.37 | 6.52 | |
| 6.20 | 6.60 | |
| 5.74 | 6.54 | |
| 5.99 | 6.49 | |
| -.-- | -.-- | |
| 6.35 | 6.55 | |
| 6.20 | 6.60 | |
| 6.20 | 6.70 | |
| 6.30 | 6.60 |