8-09-2025, 17:08

Премьер-министр РК призвал предпринимателей уплатить налоги

Премьер-министр Казахстана Олжас Бектенов провел рабочую встречу с Заместителем Премьер-министра и министром национальной экономики Сериком Жумангариным, а также министром финансов Мади Такиевым. На повестке дня были вопросы налогово-бюджетной реформы и укрепления контроля за налоговыми поступлениями.

Мади Такиев, министр финансов, сообщил о том, что в процессе анализа выявлены случаи использования специальных налоговых режимов (СНР), которые изначально были предназначены для поддержки и развития малого бизнеса на этапе его становления. Эти режимы начали использоваться недобросовестными налогоплательщиками как легальные схемы для оптимизации своих налоговых обязательств.

Мади Такиев, министр финансов, сообщил о том, что в процессе анализа выявлены случаи использования специальных налоговых режимов (СНР), которые изначально были предназначены для поддержки и развития малого бизнеса на этапе его становления. Эти режимы начали использоваться недобросовестными налогоплательщиками как легальные схемы для оптимизации своих налоговых обязательств.

На сегодняшний день в Казахстане зарегистрированы 2,3 миллиона налогоплательщиков. Из них только 8% (около 137 тысяч) платят налог на добавленную стоимость (НДС). В целом, 81% зарегистрированных субъектов работают по специальному налоговому режиму с упрощенной декларацией, и 85% из них декларируют доходы до 15 миллионов тенге.

«Был проведен анализ взаиморасчетов между субъектами, использующими специальные налоговые режимы, и компаниями, работающими по общеустановленному режиму. Результаты анализа показали, что взаиморасчеты между этими категориями увеличились в два раза за последний год — с 5 до 10 триллионов тенге. При этом из общего оборота в 16 триллионов тенге по специальным налоговым режимам, взаиморасчеты с общеустановленным режимом составляют 10 триллионов тенге. Таким образом, несмотря на то, что налогоплательщики зарабатывают сотни миллиардов тенге, они уплачивают минимальные налоги», — отметил Мади Такиев и перечислил ряд схем дробления, которые применяются бизнесом.

Чтобы минимизировать налоговые обязательства и размыть прибыль, компании используют практику увеличения "документальных" расходов. Так, одна компания производит закупки товара и перепродает его по себестоимости другой организации, работающей в упрощенном налоговом режиме. В результате первая фирма показывает убытки, в то время как вторая, пользуясь льготами, уклоняется от уплаты НДС.

Кроме того, бизнес делится на несколько юридических лиц. К примеру, в одном заведении бар, кухня и караоке могут быть зарегистрированы как отдельные компании, или каждый этаж гостиницы может принадлежать различным индивидуальным предпринимателям. Когда доход одной из фирм достигает 78 миллионов тенге, ее деятельность прекращается, и на смену приходит новое юридическое лицо, что позволяет избежать уплаты НДС.

«Для уменьшения нагрузки на фонд оплаты труда работники выводятся за штат и регистрируются как индивидуальные предприниматели, предоставляя услуги своему прежнему работодателю не как сотрудники, а как независимые лица. В результате уменьшается сумма налоговых платежей в фонд оплаты труда, а социальная ответственность перекладывается на предпринимателя», — сообщил Мади Такиев.

«Для уменьшения нагрузки на фонд оплаты труда работники выводятся за штат и регистрируются как индивидуальные предприниматели, предоставляя услуги своему прежнему работодателю не как сотрудники, а как независимые лица. В результате уменьшается сумма налоговых платежей в фонд оплаты труда, а социальная ответственность перекладывается на предпринимателя», — сообщил Мади Такиев.

В связи с вышеизложенным, Министерство финансов Казахстана предлагает ряд мер по улучшению налогового администрирования и борьбе с дроблением бизнеса:

  • введение законодательного определения дробления бизнеса;
  • применение принципа преобладания формы над сущностью в налоговых спорах;
  • внедрение методов контроля и подтверждения таких фактов;
  • ограничение спектра деятельности для индивидуальных предпринимателей.

«Из доклада министра финансов видно, что недобросовестные предприниматели, используя различные схемы для снижения налогового бремени, ведут себя непорядочно. При миллиардах оборота они перечисляют в бюджет суммы, совершенно не соответствующие их реальной прибыли. У нас есть полный список таких крупных компаний.

Воспользовавшись возможностью, хочу обратиться ко всем владельцам и руководителям крупных фирм, использующим подобные схемы. В ближайшие дни вы получите уведомления от налоговых органов с просьбой уплатить дополнительные суммы налогов.

Призываю всех в течение двух недель предоставить в налоговые органы дополнительные налоговые декларации и уплатить справедливые суммы налогов.

Если эти действия не будут выполнены, государство оставляет за собой право применить все доступные ему меры, в том числе фискальные и правоохранительные.

Разговор будет серьезным, но мы готовы к диалогу, если бизнес будет действовать по отношению к государству честно», — заключил Олжас Бектенов.

Кроме того, министр отметил, что важно создать условия для честной конкуренции на рынке, что позволит добросовестным предпринимателям развиваться и вносить свой вклад в экономику страны. Он подчеркнул, что налоговая политика должна быть прозрачной и понятной для всех участников рынка.

В связи с этим, правительство также планирует провести дополнительные разъяснительные мероприятия для предпринимателей, чтобы обеспечить понимание новых норм и правил. «Мы готовы предоставить необходимую помощь и ресурсную поддержку малому и среднему бизнесу, чтобы они могли успешно адаптироваться к изменениям в налоговом законодательстве», — добавил Мади Такиев.

Таким образом, диалог между государством и бизнесом должен стать более конструктивным, что поспособствует формированию здоровой экономической среды и улучшению налоговой дисциплины в стране.

Таким образом, диалог между государством и бизнесом должен стать более конструктивным, что поспособствует формированию здоровой экономической среды и улучшению налоговой дисциплины в стране.

Похожее

Банк Покупка Продажа
503.00 508.00
503.30 510.30
504.00 508.80
502.50 508.50
503.00 509.00
503.00 509.00
504.50 509.50
501.50 508.50
502.00 508.00
503.50 510.50
502.40 508.40
Банк Покупка Продажа
586.00 592.00
584.41 593.91
588.50 593.50
584.50 592.50
584.00 593.00
587.00 593.00
588.74 593.74
584.00 591.00
584.00 592.00
587.50 594.50
585.00 595.00
Банк Покупка Продажа
6.30 6.80
6.45 6.95
6.58 6.73
6.20 6.60
5.93 6.73
6.15 6.65
-.-- -.--
6.55 6.75
6.35 6.75
6.40 6.90
6.53 6.83