- сентябрь 08, 2025

Министерство торговли Республики Казахстан подготовило проект консультационного документа, озаглавленного «Национальный каталог товаров» (НКТ).
Национальный каталог товаров представляет собой информационную платформу, созданную Единственным оператором маркировки и прослеживаемости товаров. Этот каталог станет универсальным источником данных о товарной номенклатуре и будет обязательным для использования как справочный ресурс в торговой деятельности. Он также сыграет ключевую роль в процессах маркировки и отслеживания товаров на территории Казахстана.
Торговые предприятия, осуществляя свою деятельность, должны:
• регистрировать производимые или импортируемые товары в Национальном каталоге товаров до их продажи;
• продавать только те товары, которые включены в каталог, как в рознице, так и оптовой торговле, при условии наличия информации о них в НКТ.
Также ранее, по Приказу Минторговли РК от 11 мая 2023 года, был утвержден Перечень социально значимых продовольственных товаров (СЗПТ), который включает 19 наименований основных и популярных продуктов.
СЗПТ должны быть доступны для населения по разумным ценам, что обеспечивается через государственное регулирование цен, анализ торгового баланса и экономической доступности.

Поэтому актуальной становится задача создания более эффективной и стабильной системы товародвижения продовольственных товаров в стране. Для этого внедрение и развитие электронного каталога товаров представляется весьма полезным.
Национальная система отслеживания товаропотока на основе НКТ даст возможность:
Для мониторинга цен будут использоваться данные от ОФД, взятые с кассовых аппаратов торговцев. Это послужит основой для более полного анализа изменений цен на широкий ассортимент товаров и услуг, что, в свою очередь, поможет точнее оценивать уровень инфляции в стране.
Данные, предоставляемые ОФД, являются объективными, поскольку они основаны на реальных покупках, в отличие от опросных данных или оценок. Такое основание увеличивает надежность анализа и минимизирует риски искажений, вызванных субъективным подходом.
Однако существует проблема с обработкой данных ККМ, связанная с отсутствием единого названия для одного и того же товара.
С введением НКТ и системой прослеживания СЗПТ продавцы начнут размещать корректные (стандартизированные) данные в ЭСФ и ОФД, обеспечивая возможность отслеживания СЗПТ от момента производства до конечной реализации.
Эти изменения будут учтены и в новом Налоговом кодексе РК. Он будет содержать пункт, согласно которому чеки ККМ должны включать наименование товара в соответствии с национальными стандартами Казахстана.
Сроки и этапы внедрения:
• Этап 1 (с 1 января 2025 года) – начнется внедрение номенклатуры НКТ по 19 категориям товаров, относящимся к социально значимым продовольственным товарам;
• Этап 2 (с 1 января 2026 года) – внедрение номенклатуры НКТ по 365 категориям товаров, которые будут регулярно анализироваться БНС АСПИР для мониторинга потребительских цен и расчета индекса цен;
• Этап 3 (с 1 января 2027 года) – внедрение номенклатуры НКТ для остальных товаров.

Подробности о выгодах и затратах для бизнеса при внедрении НКТ смотрите здесь.
Кроме того, внедрение НКТ будет способствовать улучшению координации между различными госорганами, что повысит эффективность контроля за соблюдением законодательства в области торговли и защиты прав потребителей. Систематизация данных позволит также улучшить взаимодействие между государственными и частными структурами, несущими ответственность за безопасность и качество товаров.
Необходимо отметить, что создание НКТ соответствует мировым тенденциям в области цифровизации экономики, где прозрачность и доступ к информации становятся главными условиями для ведения бизнеса. Такие изменения могут привлечь зарубежные инвестиции, поскольку наличие четкой и понятной системы гарантирует большую защиту для инвесторов и потребителей.

При этом важно обеспечить необходимую поддержку для бизнеса, в том числе путем предоставления обучающих программ и консультационных услуг, дабы помочь торговым предприятиям адаптироваться к новым требованиям и минимизировать возможные риски в процессе перехода на новую систему.
| Банк | Покупка | Продажа |
|---|---|---|
| 506.00 | 512.00 | |
| 505.00 | 512.00 | |
| 506.00 | 512.00 | |
| 507.00 | 513.00 | |
| 505.00 | 511.00 | |
| 506.00 | 512.00 | |
| 506.50 | 512.50 | |
| 505.50 | 512.50 | |
| 505.30 | 511.30 | |
| 506.00 | 513.00 | |
| 506.50 | 512.50 |
| Банк | Покупка | Продажа |
|---|---|---|
| 597.00 | 604.00 | |
| 593.36 | 602.86 | |
| 596.60 | 603.60 | |
| 596.00 | 604.00 | |
| 593.40 | 602.40 | |
| 597.10 | 603.10 | |
| 598.39 | 604.39 | |
| 596.00 | 603.00 | |
| 596.50 | 604.50 | |
| 596.00 | 603.00 | |
| 595.00 | 605.00 |
| Банк | Покупка | Продажа |
|---|---|---|
| 6.20 | 6.70 | |
| 6.26 | 6.76 | |
| 6.31 | 6.71 | |
| 6.20 | 6.60 | |
| 5.75 | 6.55 | |
| 6.04 | 6.54 | |
| -.-- | -.-- | |
| 6.37 | 6.57 | |
| 6.33 | 6.73 | |
| 6.25 | 6.75 | |
| 6.37 | 6.67 |