8-09-2025, 17:08

Необходимые условия для ИП по продаже табака

Розничная торговля подакцизными товарами, включая табачные изделия, представляет собой доходную область. В связи с этим малые ИП, особенно уже действующие в розничной торговле, часто рассматривают возможность включения сигарет в свой ассортимент. Какие важные аспекты следует учитывать при подготовке к продаже сигарет? Необходима ли лицензия? Потребуются ли какие-либо новые отчеты? Давайте выясним данные вопросы...

Необходимость лицензии для розничной торговли сигаретами

Необходимость лицензии для розничной торговли сигаретами

Продажа табачных изделий в Казахстане регулируется несколькими законодательными актами. ИП, который рассматривает возможность начать продажу сигарет, должен учитывать положения следующих законов:

  • Закон №439 от 12.06.2003 г. «О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий»;
  • Закон №202-V от 16.05.2014 г. «О разрешениях и уведомлениях»;
  • Закон №345 от 08.08.2002 г. «О правах ребенка в Республике Казахстан»;
  • Кодекс «О здоровье народа»;
  • Налоговый кодекс Республики Казахстан.

Согласно пункту 16 статьи 1 закона «О разрешениях и уведомлениях», лицензия требуется исключительно для производства табачных изделий. Если же ИП планирует заняться лишь их розничной перепродажей, лицензия не нужна.

Согласно пункту 5 статьи 1 Налогового кодекса, лица, занимающиеся производством и оптовой продажей табачной продукции, обязаны зарегистрироваться в налоговых органах как налогоплательщики, осуществляющие определенные виды деятельности. Однако, если речь идёт исключительно о розничной торговле, регистрация не требуется.

Таким образом, перед тем как приступить к розничным продажам табачной продукции, предпринимателю не потребуется выполнять какие-либо специальные действия.

Ограничения в продаже табачной продукции

Ограничения в продаже табачной продукции

Несмотря на отсутствие необходимости в лицензии, розничные продавцы табачных изделий обязаны следовать определённым ограничениям, обусловленным вредом, который наносят курительные изделия здоровью.

Так, в соответствии со статьей 37 закона «О правах ребенка» запрещено реализовывать табачные изделия:

  • в магазинах, специализирующихся на продаже детских товаров;
  • в культурных учреждениях;
  • в ходе мероприятий, предназначенных для детей.

Кроме того, согласно пункту 2 статьи 110 Кодекса «О здоровье народа», продажа табачной продукции запрещена:

  • лицам младше 21 года;
  • лицам, осуществляющим продажу, младше 18 лет;
  • из незакрытых пачек или поштучно;
  • через торговые автоматы и другие механические устройства;
  • в местах и на территориях учреждений здравоохранения, образовательных учреждений, спортивных объектов и стадионов;
  • без идентификационных средств на упаковке;
  • если упаковка содержит менее 20 сигарет;
  • в составе наборов с другими товарами;
  • с полок самообслуживания;
  • в точках торговли, реализующих детскую продукцию;
  • с открытой демонстрацией и выкладкой табачных изделий;
  • в зонах и помещениях вокзалов, аэропортов, морских и речных портов, метрополитена и гостиниц.

Если ИП решит установить полку для табачных изделий в своём магазине, она должна быть закрытой, без видимой демонстрации товара. Клиенты могут ознакомиться с ассортиментом, используя специальный перечень. К этому перечню предъявляются следующие требования (пункт 2 статьи 110 Кодекса):

  • размер 40*30 см;
  • чёрные буквы на белом фоне;
  • одинаковый размер шрифта;
  • перечень составляется в алфавитном порядке с указанием цен;
  • без изображений и графики.

Также на видном месте должна быть размещена надпись «Запрещается продажа табачных изделий лицам младше 21 года», а также предупреждение о вреде курения, установленное Министерством здравоохранения (пункт 3 статьи 110 Кодекса).

Какие требования выдвигает налоговая к розничным продавцам сигарет?

В дополнение к требованиям Кодекса «О здоровье народа», розничные торговцы сигаретами также обязаны выполнять требования Налогового кодекса РК.

В частности, при продаже табачной продукции обязательно оформление сопроводительных накладных (СНТ). Оборот и перемещение табачных изделий без СНТ или с нарушением правил их оформления запрещены.

Участники табачного оборота с начала своей деятельности по розничной продаже маркированных табачных изделий должны:

  • зарегистрироваться в системе ЭСФ и подтвердить СНТ от поставщика;
  • зарегистрироваться в информационной системе маркировки (ИС МПТ) и подтвердить накладные от поставщика;
  • в течение 21 календарного дня с момента регистрации в ИС МПТ обеспечить наличие сканера для считывания штрих-кодов с пачек и подготовить его для взаимодействия с ИС МПТ;
  • вносить в ИС МПТ информацию о выводе из оборота табачных изделий (либо через сканирование штрих-кода каждой проданной пачки, либо подавая уведомление о выводе из оборота).

Если ИП ранее занимался продажей других товаров и его ОКЭД подходит, то для реализации сигарет не требуется добавление нового ОКЭД. В случае, если ИП ранее работал в другой сфере и теперь решил заняться розничной продажей табачных изделий, ему необходимо добавить соответствующий ОКЭД.

Как изменить или добавить ОКЭД, можно узнать здесь.

Не возникает дополнительных форм налоговой отчетности в связи с продажей сигарет. Если ИП применяет упрощенную систему налогообложения, ему необходимо сдавать только форму 910.00.

Ответственность за нарушение правил продажи табачных изделий

Если ИП не будет выполнять установленные требования, связанные с продажей табачных изделий, это может привести к административной ответственности согласно Кодексу об административных правонарушениях РК.

В частности, за нарушение запретов на рекламу сигарет (например, открытая полка, создание дополнительных рекламных надписей и т.д.) нарушителю грозит штраф согласно статье 455 Кодекса. По пункту 1 статьи 455 КоАП РК размеры штрафа составят:

  • для физических лиц – 60 МРП;
  • для должностных лиц – 80 МРП;
  • для субъектов малого предпринимательства – 120 МРП;
  • для субъектов среднего предпринимательства – 170 МРП;
  • для субъектов крупного бизнеса – 450 МРП.

Продажа сигарет несовершеннолетним регулируется статьей 133 Кодекса. Размеры штрафа составляют (пункт 1 статьи 133 КоАП РК):

  • для физических лиц - 15 МРП;
  • для субъектов малого предпринимательства – 25 МРП;
  • для субъектов среднего предпринимательства – 40 МРП;
  • для субъектов крупного бизнеса – 100 МРП.

Протоколы по статье 133 составляют сотрудники полиции, а дела рассматриваются специализированными административными судами по месту совершения правонарушения.

Таким образом, если вы планируете расширить ассортимент своих товаров за счёт табачных изделий, ИП следует помнить о множестве ограничений и новых обязательствах, которые могут возникнуть. Также учтите дополнительные затраты на покупку сканера для считывания штрих-кодов DataMatrix, который необходимо будет использовать для сканирования каждой проданной пачки.

Похожее

Банк Покупка Продажа
503.00 508.00
499.60 506.60
502.00 508.00
504.50 510.50
501.50 507.50
501.50 507.50
502.00 507.00
499.50 506.50
501.00 507.00
501.00 508.00
500.70 506.70
Банк Покупка Продажа
585.00 591.00
580.69 590.19
584.60 591.60
587.00 595.00
581.50 590.50
584.30 590.30
584.74 589.74
581.90 588.90
582.00 590.00
584.00 591.00
581.30 591.30
Банк Покупка Продажа
6.30 6.80
6.26 6.76
6.32 6.72
6.30 6.70
5.76 6.56
6.03 6.53
-.-- -.--
6.37 6.57
6.30 6.70
6.30 6.80
6.37 6.67