Внеплановые проверки работодателей с иностранной рабочей силой
Поделиться:
16 мая 2024 года Президент подписал Закон № 82-VІІI, который нацелен на дальнейшее развитие законодательства в области миграции. С июля 2024 года в Закон Республики Казахстан от 22 июля 2011 года «О миграции населения» вводятся новые изменения касательно проверки наличия иностранцев и иностранных работников в стране. Теперь органы внутренних дел имеют право проводить государственный контроль в рамках своей компетенции, регулируя миграционные процессы. В связи с этим, в закон будет добавлена глава 11-1, посвященная государственному контролю за соблюдением миграционного законодательства Республики Казахстан. Государственный контроль в данной области будет осуществляться через территориальные органы внутренних дел. Субъектами данного контроля выступают как физические, так и юридические лица, принимающие иностранцев и лиц без гражданства или использующие иностранную рабочую силу, как это предусмотрено текущим законом. Контроль будет проводиться в форме внеплановых проверок. Основаниями для внеплановой проверки (в дальнейшем – проверка), назначенной руководителем территориального органа внутренних дел, являются: 1) обращения граждан и организаций с конкретными фактами, указывающими на незаконное пребывание иностранцев или лиц без гражданства, а также на действия граждан Республики Казахстан, нарушающих миграционное законодательство; 2) требования со стороны прокурора; 3) обращения государственных структур, сообщающие о конкретных фактах незаконного пребывания иностранцев и нарушениях миграционного законодательства со стороны граждан; 4) указания органа, занимающегося уголовным преследованием, на основании, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан. Сотрудники территориальных органов внутренних дел во время проведения проверки имеют право: 1) свободно входить на территорию и в помещения объекта проверки при предъявлении необходимых документов; 2) запрашивать документы на бумажных и электронных носителях либо их копии для включения в акт проверки и получать доступ к автоматизированным базам данных в соответствии с предметом проверки, соблюдая режим секретности; 3) проводить аудио-, фото- и видеозапись; 4) привлекать специалистов, консультантов и экспертов из государственных органов и других организаций. Проверка инициируется на основании акта о назначении проверки. Акт составляется в двух экземплярах. Срок проверки устанавливается на основе ее содержания и предполагаемого объема работы и не должен превышать семи рабочих дней. Продление срока проверки допускается единожды, не более чем на пятнадцать рабочих дней, в случае необходимости: 1) получения дополнительных данных от государственных органов; 2) установления местонахождения лица, в отношении которого проходит проверка. Решение о продлении срока проверок принимает руководитель территориального органа полиции. По итогам проверки должностное лицо (группа должностных лиц) составит акт о результатах проверки. Окончанием срока проверки считается день вручения такому субъекту контроля акта с результатами, не позже срока, указанного в акте о назначении проверки или в дополнительном акте о продлении. Если по результатам проверки будут выявлены случаи административных или уголовных правонарушений, к субъекту контроля будут применены меры, предусмотренные законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях, а также уголовным и уголовно-процессуальным законодательством. Важно отметить, что работодатели, нанимающие иностранную рабочую силу, должны быть особенно внимательны к соблюдению миграционного законодательства. Нарушения могут привести не только к штрафам, но и к уголовной ответственности, включая лишение свободы в особо серьезных случаях. Работодателям рекомендуется организовать регулярные внутренние проверки своей отчетности и документации, касающейся иностранцев, чтобы минимизировать риски, связанные с возможными нарушениями, и обеспечить соблюдение всех требований закона. Также, организации могут воспользоваться услугами юридических и консалтинговых компаний, специализирующихся на миграционном законодательстве, для получения рекомендаций по оптимизации процессов получения разрешений и оформления рабочих виз для иностранцев.