Сегодня, 05:05

Казахстанская система поддержки бизнеса признана 'полумерами' по мнению ВАП

Председатель Высшей аудиторской палаты Алихан Смаилов заявил о неэффективности системы государственной поддержки бизнеса в Казахстане, указывая на заниженные данные о ее объемах и недостаточную координацию между ведомствами. В результате, меры поддержки не оцениваются должным образом, что приводит к нецелевому расходованию бюджетных средств и отсутствию прозрачности в распределении помощи предпринимателям.

Председатель Высшей аудиторской палаты Казахстана, Алихан Смаилов, выразил мнение, что система государственной поддержки бизнеса в стране неэффективна. Он отметил, что данные Министерства национальной экономики о размерах этой поддержки занижены как минимум в два раза.

С 2019 по 2024 год государство, по оценкам, поддержало предпринимателей на сумму 4,5 триллиона тенге. В сентябре 2024 года Президент страны поручил провести ревизию всех мер господдержки, что привело к созданию единого реестра и разработке методик оценки.

"Казалось бы, лёд тронулся. Но аудит показал, что это всего лишь полумеры", — сказал Смаилов.

Он также добавил, что реестр сформирован недостаточно качественно и не охватывает все меры поддержки, указанные в Предпринимательском кодексе, а также содержит устаревшие данные.

Смаилов подчеркнул отсутствие единого подхода к оценке эффективности этих мер. По его словам, методики, используемые Министерством национальной экономики, отличаются от тех, что применяются отраслевыми органами, что создает неясность в понимании социального и экономического эффекта.

"Ясности в методологии оценки эффекта нет. Поэтому меры продолжают действовать по инерции, и их переоценка не осуществляется", — добавил он.

По словам главы ВАП, операторы программ господдержки устанавливают собственные правила, что также снижает эффективность системы. Некоторые из них требуют у предпринимателей документы, которые не предусмотрены законодательством, а другие не обеспечивают равный доступ к поддержке.

"Слабая межведомственная координация позволила операторам устанавливать собственные правила игры", — отметил Смаилов.

Аудиторы также отметили, что по ряду проектов объем выделенных средств завышен, и расходы подгонялись под одобренную сумму льготного кредита. Смаилов указал, что, хотя проектная документация существует и кредиты погашаются, эти средства могли быть более эффективно использованы на другие проекты.

В качестве примера он привел случай в Павлодаре, где сети на сумму 2,4 миллиарда тенге были подведены к несуществующему заводу.

Похожее

Банк Покупка Продажа
506.00 512.00
505.00 512.00
506.00 512.00
507.00 513.00
505.00 511.00
506.00 512.00
506.50 512.50
505.50 512.50
505.30 511.30
506.00 513.00
506.50 512.50
Банк Покупка Продажа
597.00 604.00
593.36 602.86
596.60 603.60
596.00 604.00
593.40 602.40
597.10 603.10
598.39 604.39
596.00 603.00
596.50 604.50
596.00 603.00
595.00 605.00
Банк Покупка Продажа
6.20 6.70
6.26 6.76
6.31 6.71
6.20 6.60
5.75 6.55
6.04 6.54
-.-- -.--
6.37 6.57
6.33 6.73
6.25 6.75
6.37 6.67