- ноябрь 01, 2025

Председатель Высшей аудиторской палаты Казахстана, Алихан Смаилов, выразил мнение, что система государственной поддержки бизнеса в стране неэффективна. Он отметил, что данные Министерства национальной экономики о размерах этой поддержки занижены как минимум в два раза.
С 2019 по 2024 год государство, по оценкам, поддержало предпринимателей на сумму 4,5 триллиона тенге. В сентябре 2024 года Президент страны поручил провести ревизию всех мер господдержки, что привело к созданию единого реестра и разработке методик оценки.
"Казалось бы, лёд тронулся. Но аудит показал, что это всего лишь полумеры", — сказал Смаилов.
Он также добавил, что реестр сформирован недостаточно качественно и не охватывает все меры поддержки, указанные в Предпринимательском кодексе, а также содержит устаревшие данные.
Смаилов подчеркнул отсутствие единого подхода к оценке эффективности этих мер. По его словам, методики, используемые Министерством национальной экономики, отличаются от тех, что применяются отраслевыми органами, что создает неясность в понимании социального и экономического эффекта.
"Ясности в методологии оценки эффекта нет. Поэтому меры продолжают действовать по инерции, и их переоценка не осуществляется", — добавил он.
По словам главы ВАП, операторы программ господдержки устанавливают собственные правила, что также снижает эффективность системы. Некоторые из них требуют у предпринимателей документы, которые не предусмотрены законодательством, а другие не обеспечивают равный доступ к поддержке.
"Слабая межведомственная координация позволила операторам устанавливать собственные правила игры", — отметил Смаилов.
Аудиторы также отметили, что по ряду проектов объем выделенных средств завышен, и расходы подгонялись под одобренную сумму льготного кредита. Смаилов указал, что, хотя проектная документация существует и кредиты погашаются, эти средства могли быть более эффективно использованы на другие проекты.
В качестве примера он привел случай в Павлодаре, где сети на сумму 2,4 миллиарда тенге были подведены к несуществующему заводу.
| Банк | Покупка | Продажа |
|---|---|---|
| 506.00 | 512.00 | |
| 505.00 | 512.00 | |
| 506.00 | 512.00 | |
| 507.00 | 513.00 | |
| 505.00 | 511.00 | |
| 506.00 | 512.00 | |
| 506.50 | 512.50 | |
| 505.50 | 512.50 | |
| 505.30 | 511.30 | |
| 506.00 | 513.00 | |
| 506.50 | 512.50 |
| Банк | Покупка | Продажа |
|---|---|---|
| 597.00 | 604.00 | |
| 593.36 | 602.86 | |
| 596.60 | 603.60 | |
| 596.00 | 604.00 | |
| 593.40 | 602.40 | |
| 597.10 | 603.10 | |
| 598.39 | 604.39 | |
| 596.00 | 603.00 | |
| 596.50 | 604.50 | |
| 596.00 | 603.00 | |
| 595.00 | 605.00 |
| Банк | Покупка | Продажа |
|---|---|---|
| 6.20 | 6.70 | |
| 6.26 | 6.76 | |
| 6.31 | 6.71 | |
| 6.20 | 6.60 | |
| 5.75 | 6.55 | |
| 6.04 | 6.54 | |
| -.-- | -.-- | |
| 6.37 | 6.57 | |
| 6.33 | 6.73 | |
| 6.25 | 6.75 | |
| 6.37 | 6.67 |