- ноябрь 01, 2025

Казахстанские депутаты вновь обсуждают возможность введения индивидуальных счетов в системе обязательного социального медицинского страхования (ОСМС). Вопрос о том, кто больше всех вносит в систему и как можно было бы накопить на индивидуальных счетах, стал актуальным на фоне критики текущей модели ОСМС.
Недавно в Мажилисе были приняты поправки в закон о ОСМС, которые, хотя и не включили возможность создания индивидуальных счетов, снова поднимают тему о прозрачности расходования взносов. Депутаты предлагают, чтобы часть денег, которые работодатели перечисляют на здравоохранение, могла бы быть адресной, что могло бы мотивировать граждан больше вкладываться в систему.
На данный момент в системе ОСМС действует принцип солидарности, при котором все взносы объединяются в общий фонд и используются для лечения пациентов. Однако многие казахстанцы задаются вопросом: "Зачем платить, если нет возможности получить услугу?".
На декабрь 2025 года в Фонде социального медицинского страхования было зарегистрировано почти 16,8 миллиона застрахованных. Наиболее значимую долю составляют льготные категории граждан, за которых отчисления делает государство. Однако именно отчисления от работающих граждан, включая работодателей и самих работников, являются критически важными для анализа.
Например, если рассматривать человека с зарплатой в 500 тысяч тенге, то его работодатель ежемесячно перечисляет 15 тысяч тенге, а сам работник – 10 тысяч тенге. Таким образом, за год этот человек мог бы накопить до 1,5 миллиона тенге, если бы не использовал свои средства на медицинские услуги.
Эксперты высказывают опасения, что введение индивидуальных счетов может привести к неравенству в доступе к медицинским услугам. По их мнению, такая модель может оказать негативное влияние на финансовую устойчивость фонда, так как в случае дорогих медицинских процедур накоплений одного человека может быть недостаточно.
Одним из экспертов, Данияром Калиевым, было отмечено, что если деньги с индивидуальных счетов будут использоваться на услуги, которые уже покрыты гарантированным объемом бесплатной медицинской помощи, это создаст дополнительные трудности в администрировании системы.
Калиев также подчеркивает, что основная проблема здравоохранения в Казахстане заключается в недостаточном финансировании и необходимости реформ. Повышение взносов в фонд и улучшение контроля за расходами смогут значительно повысить качество медицинской помощи.
На сегодняшний день важнее всего обеспечить доступность и качество медицинских услуг для всех граждан, а не делить систему на индивидуальные счета, которые могут усугубить существующие проблемы.
| Банк | Покупка | Продажа |
|---|---|---|
| 510.00 | 516.00 | |
| 505.30 | 512.30 | |
| 506.50 | 512.50 | |
| 508.00 | 514.00 | |
| 507.75 | 513.75 | |
| 507.50 | 513.50 | |
| 507.00 | 513.00 | |
| 505.60 | 512.60 | |
| 511.60 | 517.60 | |
| 507.00 | 514.00 | |
| 507.00 | 513.00 |
| Банк | Покупка | Продажа |
|---|---|---|
| 600.00 | 607.00 | |
| 593.10 | 602.60 | |
| 596.50 | 603.50 | |
| 597.00 | 605.00 | |
| 595.60 | 604.60 | |
| 598.10 | 604.10 | |
| 597.96 | 603.96 | |
| 595.70 | 602.70 | |
| 603.20 | 611.20 | |
| 597.50 | 604.50 | |
| 594.00 | 604.00 |
| Банк | Покупка | Продажа |
|---|---|---|
| 6.30 | 6.80 | |
| 6.24 | 6.74 | |
| 6.31 | 6.71 | |
| 6.20 | 6.60 | |
| 5.78 | 6.58 | |
| 6.05 | 6.55 | |
| -.-- | -.-- | |
| 6.41 | 6.61 | |
| 6.37 | 6.77 | |
| 6.25 | 6.75 | |
| 6.35 | 6.65 |