- сентябрь 08, 2025

В Казахстане с 1 января 2026 года изменятся правила уплаты индивидуального подоходного налога (ИПН) при продаже имущества. Рассмотрим, как будет проходить налогообложение в будущем и какие правила действуют сейчас.
Если физическое лицо (не индивидуальный предприниматель) продает имущество по цене, превышающей его покупную стоимость, разница между ценой продажи и ценой покупки считается доходом. С этого дохода необходимо уплатить ИПН в размере 10 процентов.
Облагается только прибыль, то есть разница между продажной ценой и документально подтвержденной ценой покупки. Например, если квартира была куплена за 20 миллионов тенге и продана за 25 миллионов тенге, налог будет рассчитываться только с 5 миллионов тенге. В этом случае 10 процентов от этой суммы составят 500 тысяч тенге, которые нужно уплатить в бюджет.
Если собственник владел имуществом более 1 года, он может избежать уплаты налога. Это правило применяется только к недвижимости. Для автотранспорта и другого движимого имущества налог необходимо уплатить независимо от срока владения.
С вступлением в силу нового Налогового кодекса с 1 января 2026 года срок владения имуществом для освобождения от уплаты налога увеличивается с 1 года до 2 лет. Теперь, чтобы избежать уплаты ИПН, необходимо владеть имуществом более 2 лет. Если имущество будет продано раньше, налог все равно придется уплатить.
Важно: если прирост стоимости от продажи имущества не превышает 36 миллионов тенге, налогообложение останется на уровне 10 процентов. В случае превышения этой суммы налог составит 15 процентов.
Заместитель руководителя управления налоговой методологии департамента методологии КГД Минфина Айгуль Аббасова отметила, что изменения будут касаться только имущества, приобретенного после 1 января 2026 года. Таким образом, если квартира была куплена в 2025 году и продана в 2026 году, будет применяться срок владения в 1 год.
"Сюда входят недвижимость, земельные участки, объекты личного подсобного хозяйства, парковочные места, дачи, гаражи, кладовки", - добавила Айгуль Аббасова на брифинге в Комитете госдоходов.
Для долей участия в жилищном строительстве, которые были приобретены и затем проданы или переуступлены, срок владения составит 3 года. Для зарегистрированного имущества срок владения останется 2 года.
| Банк | Покупка | Продажа |
|---|---|---|
| 447.50 | 451.50 | |
| 446.05 | 453.05 | |
| 447.00 | 453.00 | |
| 447.00 | 453.00 | |
| 449.00 | 456.00 | |
| 446.00 | 452.00 | |
| 450.50 | 456.50 | |
| 446.00 | 453.00 | |
| 446.50 | 453.00 | |
| 447.00 | 454.00 | |
| 445.75 | 452.75 |
| Банк | Покупка | Продажа |
|---|---|---|
| 452.50 | 457.50 | |
| 502.50 | 507.50 | |
| 500.27 | 508.27 | |
| 502.20 | 509.20 | |
| 501.00 | 509.00 | |
| 503.00 | 512.00 | |
| 502.30 | 508.30 | |
| 506.06 | 512.06 | |
| 500.80 | 507.80 | |
| 499.70 | 507.70 | |
| 503.00 | 510.00 |
| Банк | Покупка | Продажа |
|---|---|---|
| 500.25 | 509.75 | |
| 507.00 | 513.00 | |
| 4.37 | 5.28 | |
| 5.03 | 5.29 | |
| 4.38 | 5.40 | |
| 4.51 | 5.31 | |
| 4.56 | 5.36 | |
| 4.28 | 5.28 | |
| -.-- | -.-- | |
| 4.33 | 5.33 | |
| 3.88 | 5.19 |