19-10-2025, 00:05

Казахстанские власти рассматривают изменения в Налоговом кодексе для улучшения бизнеса

Бизнес Казахстана бьёт тревогу: налоговая реформа может обернуться настоящим испытанием для малых и средних предприятий! Как ограничения по налоговому кодексу могут изменить рынок и повлиять на цены? Узнайте, какие решения предлагают предприниматели, чтобы сохранить баланс интересов в этой непростой ситуации!

В Казахстане бизнес-сообщество и гражданские организации направили обращение к государственным органам с просьбой пересмотреть один из пунктов Налогового кодекса, сообщает корреспондент.

В петиции они просят изменить пункт 16 статьи 286 Налогового кодекса, касающийся расходов налогоплательщиков на приобретение товаров, работ и услуг у контрагентов, использующих специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации.

Заявители указывают, что данный пункт фактически исключает возможность учета расходов компаний на сделки с контрагентами, работающими на упрощенной системе налогообложения.

Негативные последствия

По мнению авторов петиции, сохранение текущего положения в Налоговом кодексе приведет к следующим негативным последствиям:

  • Ограничение выбора контрагентов: компании будут вынуждены отказаться от сотрудничества с малым и средним бизнесом, который применяет упрощенную систему налогообложения.
  • Рост цен и монополизация: сужение круга поставщиков приведет к повышению стоимости товаров и услуг.
  • Подрыв доверия к реформе: бизнес будет воспринимать это как дискриминацию малых предприятий и увеличение налоговой нагрузки на потребителей.
  • Сокращение налоговой базы: малые компании будут терять клиентов, уходить в тень или прекращать свою деятельность, что противоречит целям налоговой реформы.

Предлагаемые решения

Авторы петиции предлагают несколько возможных решений:

  • Исключить пункт 16 статьи 286 Налогового кодекса, так как он ограничивает права налогоплательщиков на признание расходов.
  • Сохранить право на вычет расходов при условии подтверждения сделок первичными бухгалтерскими документами (счета-фактуры, акты, накладные, платежные документы).
  • Организовать широкое общественное обсуждение данного положения с участием бизнеса, экспертов и представителей государственных органов до его практического применения.

В качестве обоснований они указывают на следующие моменты:

  • Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации является законным и закреплен в самом Налоговом кодексе.
  • Недопустимо одновременно разрешать субъектам работать на упрощенной системе налогообложения и наказывать их контрагентов запретом учитывать расходы.
  • Подобные ограничения противоречат принципам справедливости, равенства и стимулирования предпринимательства, закрепленным в Конституции и Налоговом кодексе.

"Мы призываем Правительство и Парламент Республики Казахстан: отменить или пересмотреть пункт 16 статьи 286 Налогового кодекса, сохранить баланс интересов государства и бизнеса, укрепить доверие предпринимательского сообщества к налоговой реформе", - говорится в петиции.

Петиция адресована Министерству национальной экономики и сейчас находится на модерации на государственном портале ePetition.

С 2026 года в Казахстане вводится новый налоговый режим, который включает повышение ставки НДС, снижение порога для плательщиков и отмену льгот. Правительство объясняет эти изменения необходимостью увеличения поступлений в бюджет для стабилизации экономики и обеспечения социальных расходов.

Похожее

Банк Покупка Продажа
507.00 512.00
505.00 512.00
507.50 511.80
509.00 515.00
507.00 513.00
508.00 514.00
510.50 514.50
505.00 512.00
508.00 514.00
508.00 515.00
508.00 514.00
Банк Покупка Продажа
590.00 596.00
586.89 596.39
590.30 597.30
590.00 598.00
586.20 595.20
591.10 597.10
592.46 597.46
586.60 593.60
588.50 596.50
591.00 598.00
587.50 597.50
Банк Покупка Продажа
6.30 6.80
6.36 6.86
6.47 6.62
6.30 6.70
5.88 6.68
6.11 6.61
-.-- -.--
6.46 6.66
6.40 6.80
6.35 6.85
6.40 6.70