- сентябрь 09, 2025

Президент Казахстана призвал уменьшить трансферты из Национального фонда.
28 января 2025 года на расширенном заседании правительства президент Касым-Жомарт Токаев акцентировал внимание на необходимости снизить зависимость казахстанской экономики от трансфертов из Национального фонда.
Глава государства оценил работу кабинета министров за прошедший год и отметил, что задачи по диверсификации экономики не были выполнены в полной мере.
«Экономика нашей страны продолжает оставаться чрезмерно зависимой от средств из Национального фонда. Уровень инвестиционной активности в бизнесе по-прежнему недостаточен. Эти проблемы должны быть решены в кратчайшие сроки, и правительство обязано принять конкретные меры», – заявил президент.
В ходе своих выступлений премьер-министр Алихан Смаилов и вице-премьер, министр национальной экономики Тимур Жумангарин озвучили изменения в налоговой политике. В числе предложений: увеличение ставки НДС, снижение социального налога и уменьшение обязательных пенсионных выплат для работодателей.
Смаилов также отметил, что средства Национального фонда будут направлены исключительно на реализацию крупных инфраструктурных проектов.
«Мы будем усиливать контроль за бюджетными расходами и работать над их эффективностью», – подчеркнул премьер-министр.
Президент Токаев поддерживает необходимость реформ, однако при этом акцентировал важность сохранения функции накопления Нацфонда.
«Реализация реформ действительно необходима, но они должны быть тщательно проработаны и объяснены населению, особенно в таких областях, как социальные налоги. В то же время нужно уменьшить трансферты из Нацфонда и сосредоточиться на его сохранении. Эти средства должны использоваться для финансирования значимых инфраструктурных проектов, что поможет укрепить экономическое развитие», – отметил глава государства.
Как уже сообщалось ранее, в августе налоговые поступления в бюджет оказались ниже запланированных, что привело к возникновению бюджетного дефицита. Для его покрытия рассматривались дополнительные изъятия из Нацфонда. За последние десять лет из него было выведено около 100 миллиардов долларов для поддержки бюджета, банков и национальных компаний.
Эксперты предупреждают, что, если дефицит бюджета сохранится, объем изъятий из фонда может возрасти. Уже в конце прошлого года аналитики отметили, что Национальный фонд утратил свою основную функцию по обеспечению национального благосостояния.
Кроме того, в условиях глобальных экономических изменений Казахстан сталкивается с необходимостью улучшения условий для привлечения иностранных инвестиций. Важно создать стабильную и предсказуемую экономическую среду, что может способствовать росту интереса иностранных инвесторов. Одним из ключевых факторов, влияющих на привлекательность страны для инвестиций, является прозрачность и эффективность использования бюджетных средств, включая средства Национального фонда.
Следует отметить, что правительство также рассматривает возможности для стимулирования развития малых и средних предприятий, которые играют важную роль в создании новых рабочих мест и повышении общего уровня жизни населения.
Таким образом, будущие действия правительства могут определять не только экономическую стабильность, но и социальное благополучие граждан, что подчеркивает необходимость комплексного подхода к решению существующих проблем.
| Банк | Покупка | Продажа |
|---|---|---|
| 504.00 | 510.00 | |
| 503.60 | 510.60 | |
| 505.50 | 511.50 | |
| 504.00 | 510.00 | |
| 503.00 | 509.00 | |
| 507.40 | 513.40 | |
| 506.00 | 512.00 | |
| 503.10 | 510.10 | |
| 502.50 | 508.50 | |
| 506.00 | 513.00 | |
| 504.00 | 510.00 |
| Банк | Покупка | Продажа |
|---|---|---|
| 595.00 | 602.00 | |
| 591.31 | 600.81 | |
| 595.70 | 602.70 | |
| 594.00 | 602.00 | |
| 590.10 | 599.10 | |
| 598.30 | 604.30 | |
| 597.80 | 603.80 | |
| 593.30 | 600.30 | |
| 593.10 | 601.10 | |
| 596.50 | 603.50 | |
| 592.00 | 602.00 |
| Банк | Покупка | Продажа |
|---|---|---|
| 6.30 | 6.80 | |
| 6.30 | 6.80 | |
| 6.38 | 6.53 | |
| 6.30 | 6.70 | |
| 5.79 | 6.59 | |
| 6.08 | 6.58 | |
| -.-- | -.-- | |
| 6.42 | 6.62 | |
| 6.34 | 6.74 | |
| 6.25 | 6.75 | |
| 6.30 | 6.60 |