В Мажилисе предложили запретить алкоголь в Туркестане — ожидается общественная реакция
Вчера в Мажилисе состоялось обсуждение законопроекта, который может кардинально изменить облик Туркестана. Депутат Ардак Назаров предложил полностью запретить продажу алкоголя в городе, аргументируя это тем, что такой шаг соответствует статусу Туркестана как духовной столицы Казахстана. Эксперты поделились своими мнениями о целесообразности данной инициативы.
Духовная столица
"Туркестан - это духовная столица, и все казахи должны черпать здесь духовность. Здесь находятся могилы наших предков и святых. Если наши люди будут встречать гостей в нетрезвом состоянии, это станет позором для нас. Можно ли запретить алкоголь, объявив Туркестан городом без алкоголя?" - отметил депутат.
Заместитель акима Туркестанской области Бейсенбай Тажибаев также подтвердил, что данный вопрос актуален и будет рассмотрен в рамках законодательства.
Примеры успешных инициатив
Идея полного запрета алкоголя уже была поддержана в некоторых населенных пунктах Казахстана. В селе Бояулы Балхашского района жители единодушно поддержали инициативу старейшин о запрете спиртных напитков. В селе Алмалы Жетысайского района отказ от алкоголя привел к нулевому уровню преступности, что также наблюдается в Ордыбасинском районе Туркестанской области. Эти примеры показывают, что запрет может быть эффективным, если его поддерживает общество.
Фото предоставлено акиматом Туркестанской области
Мнения экспертов
Экономист Арман Бейсембаев выразил скептицизм относительно идеи полного запрета алкоголя в Туркестане. По его мнению, такая инициатива может привести к множеству негативных последствий.
"Алкоголь и табачные изделия являются важной статьей дохода для малых магазинов. Если запретят алкоголь, это может подорвать их финансовое состояние. Запрет не уберет алкоголь с прилавков, он лишь приведет к росту "серого" рынка. Люди всегда найдут способ достать алкоголь, даже если его не будет на официальных продажах," - сказал Бейсембаев.
Алкоголь в тени
По его мнению, запрет на продажу алкоголя не решит проблему, а лишь заставит людей искать альтернативные способы его приобретения. Например, они могут начать производить алкоголь самостоятельно или покупать его нелегально.
"Запрет не приведет к исчезновению алкоголя. Он станет более дорогим и доступным только через неформальные каналы. Это может привести к тому, что в городе появятся отели, которые будут предлагать алкоголь за дополнительную плату," - отметил экономист.
Сравнение с вейпами
Экономист также привел в пример ситуацию с запретом на продажу вейпов, которые продолжают продаваться, несмотря на ограничения.
"После запрета вейпы стали продаваться тайно и намного дороже. Люди продолжают их использовать, и это может привести к противоположному эффекту от ожидаемого," - добавил Бейсембаев.
Он подчеркнул, что запреты на алкоголь уже продемонстрировали свою неэффективность, даже в странах с жесткими ограничениями, таких как арабские государства.
"В таких странах алкоголь часто доступен, если не афишировать его употребление. Я против подобных запретов, лучше проводить информационную работу о духовных ценностях Туркестана," - заключил экономист.
Различия между селом и городом
Куаныш Жаиков, руководитель аналитического центра, отметил, что такие вопросы должны решаться на уровне местных жителей и учитывать специфику каждого населенного пункта.
"В селе Бояулы, где живет мало людей, есть сильные неформальные институты, которые помогают соблюдать правила. Однако в городе с большим населением это сделать гораздо сложнее," - сказал Жаиков.
Сложности городского контроля
По мнению эксперта, перенести сельскую модель на город невозможно из-за слабости неформальных институтов и сложности контроля.
"В городе сложно контролировать ситуацию, и, скорее всего, алкоголь останется, просто станет дороже. Это может привести к коррупции и организованной преступности," - добавил Жаиков.
В ответ на предложение депутата министр национальной экономики Нурлан Байбазаров предложил компромиссный вариант: ввести запрет на продажу алкоголя в местах, которые наиболее посещаемы и почитаемы.