- август 28, 2025
Мошенники выдали себя за сотрудников правоохранительных органов и убедили пожилого мужчину в том, что его личные счета якобы связаны с терроризмом.
В Алматы 82-летний пенсионер стал жертвой мошенничества, в результате чего лишился 67 миллионов тенге.
От имени силовиков аферисты заявили, что финансовые средства мужчины могут быть использованы террористами. В итоге старший человек в течение непродолжительного времени осуществил 14 переводов, в сумме передавев значительные средства мошенникам.
Информация об инциденте поступила из Генеральной прокуратуры Казахстана, которая подчеркнула, что такие мошеннические схемы начинают выходить на широкую орбиту. Как сообщает ведомство, только в минувшем году тысячи человек в Казахстане стали жертвами киберпреступности, когда злоумышленники умело используют современные информационные технологии и психическое давление, чтобы обмануть доверчивых граждан.
Вопросы, касающиеся противодействия интернет-мошенничеству, обсуждались на заседании Координационного совета РК, посвященного обеспечению законности, правопорядка и борьбе с преступностью, под председательством генерального прокурора Берика Асылова. Одной из ключевых тем обсуждения стало оформление банковских счетов и микрокредитов на умерших граждан или на иностранцев, которые никогда не были в Казахстане.
Например, в Актюбинской области было обнаружено, что микрофинансовые организации "Кредит 365 Казахстан" и "Авто Сыйлык" выдали микрозайм человеку, который скончался в июле 2023 года. Это указывает на серьезные недостатки в финансовой системе и отсутствие надлежащего контроля за процессом кредитования.
Из-за возрастания числа подобных преступлений депутаты предложили изменения в законах, направленные на ужесточение ответственности для финансовых учреждений, операторов связи и так называемых "дропов" - тех, кто предоставляет мошенникам доступ к своим банковским картам.
Кроме того, по указанию Генеральной прокуратуры с декабря 2024 года начато 71 уголовное дело против работников финансовых компаний и операторов связи, чья неосторожность или преступная помощь содействовала мошенникам в обмане граждан. На данный момент неясно, о каких именно компаниях идет речь и какие позиции занимали задержанные.
Ярким примером служит случай в Западно-Казахстанской области, где двое сотрудников банка второго уровня неправомерно открыли счета на гражданина Украины, который никогда не въезжал в Казахстан. Именно на эти счета жертвы переводили свои деньги, в результате чего общий ущерб составил 1 миллион тенге. Сотрудники банка теперь проходят по делу о злоупотреблении служебными полномочиями (ст. 250 УК РК).
Еще одной остросоциальной проблемой стало массовое оформление мошеннических SIM-карт. Против служащих и дистрибьюторов операторов мобильной связи "Beeline" и Tele2 возбуждено четыре уголовных дела по статьям 211 (Неправомерное распространение персональных данных) и 254 (Недобросовестное исполнение обязанностей) Уголовного кодекса РК.
По данным следствия, подозреваемые зарегистрировали тысячи SIM-карт на подставных лиц, которые затем использовались преступниками для обмана граждан Казахстана. Только в 2024 году зафиксировано более 8 тысяч звонков от мошенников, маскирующихся под сотрудников банков, правоохранительных органов, операторов связи и даже родственников жертв.
Власти Казахстана настоятельно призывают население быть внимательными и не поддаваться манипуляциям мошенников. При получении подозрительных звонков, особенно с просьбами перевести средства или передать личные данные, советуют незамедлительно обращаться в правоохранительные органы.
Ключевыми действиями для предотвращения подобных случаев являются информирование населения о методах мошенничества и внедрение образовательных программ, направленных на повышение финансовой грамотности граждан. Также важно развитие эффективных механизмов взаимодействия между финансовыми учреждениями и правоохранительными органами для оперативного реагирования на мошеннические схемы.
В дополнение к этому, стоит обратить внимание на возможность блокировки подозрительных операций на уровне банков и внедрение многофакторной аутентификации, что позволит снизить риск несанкционированного доступа к счетам клиентов.