- сентябрь 08, 2025

Казахстан принял решение временно остановить продажу «Отбасы банка» и компании Казахстанские железные дороги (КТЖ). Этот шаг обусловлен необходимостью тщательного анализа рынка и оценки экономических условий, что позволит японским правительственным инвесторам вовремя принять верные решения. Временная приостановка приватизации даст возможность изучить текущие финансовые показатели данных компаний, а также учесть внешние факторы, такие как изменения цен на нефть и колебания валютных курсов, которые могут повлиять на привлекательность для потенциальных покупателей. Также планируется провести консультации с экспертами и аналитиками для выработки стратегий, которые обеспечат более эффективное управление активами в будущем. Такой подход может повысить интерес к активам со стороны не только местных, но и зарубежных инвесторов.
Пауза в продаже данных государственных активов предоставляет возможность для более глубокой проработки стратегии и анализа текущих условий. Власти намерены разработать новые подходы к привлечению инвестиций и повышению привлекательности для заинтересованных сторон.
Таким образом, Казахстан стремится оптимизировать процесс управления государственными активами и обеспечить стабильность в экономике страны.
Перед тем, как приступить к приватизации «Отбасы банка» и активов «Самрук-Казына», государственные органы подчеркивают необходимость пересмотра регуляторной политики.
Национальный офис по приватизации вместе с Агентством по защите и развитию конкуренции (АЗРК) призывает к пересмотру правил регулирования перед тем, как «Отбасы банк» и некоторые активы «Самрук-Казына» выйдут на IPO. На IX заседании Нацофиса было заявлено, что процесс приватизации может оказаться преждевременным, если не будут осуществлены предварительные реформы, сообщает пресс-служба АЗРК.
Вопросы, связанные с «Отбасы банком», вызвали особую дискуссию.
«Перед продажей следует разобраться в регуляторных аспектах и четко определить стратегию развития рынка. В противном случае, приватизация может привести к большему количеству проблем, чем преимуществ», – убеждены участники Нацофиса.
Также обсуждались вопросы, касающиеся других компаний. В частности, было упомянуто о КТЖ – крупном игроке в сфере железнодорожных перевозок, который считается естественной монополией. Здесь также необходимы реформы до передачи активов частным инвесторам.
Таким образом, процесс приватизации затягивается. Власти пока не готовы передавать ключевые компании в частные руки из-за опасений относительно неопределенности и возможных рисков.
Следует отметить, что приватизация государственных активов в Казахстане начал активно развиваться с конца 1990-х годов, когда страна, после обретения независимости в 1991 году, столкнулась с необходимостью реализовать экономические реформы для перехода от плановой к рыночной экономике. В то время Казахстан осознал необходимость приватизации госсобственности и привлечения иностранных инвестиций для стимулирования экономического роста.
Основной этап приватизационного процесса пришелся на начало 2000-х годов. В этот период было принято множество законов и нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы приватизации. Важной вехой стало учреждение в 2001 году Национального фонда, который стал одним из инструментов для разумного распределения средств, полученных от приватизации.
В 2010-х годах был разработан план «Приватизация-2020», согласно которому правительство намеревалось передать значительное количество государственных активов в частные руки. В соответствии с этим планом на продажу через IPO и аукционы были выставлены такие крупные предприятия, как «Қазақтелеком», «Эйр Астана», «КазМунайГаз». Целью приватизации было повышение эффективности работы этих компаний и улучшение их финансового состояния.
Ключевым моментом в ходе приватизации стали усилия по реформированию крупных государственных корпораций, таких как «Самрук-Казына». Изначально планировалось продать около 25% активов фонда через открытые торги и IPO, что могло бы привлечь значительные объемы инвестиций в экономику страны.
Тем не менее, со временем процесс приватизации стал встречать сложности по различным причинам, включая политические и экономические риски, а также высокую степень монополизации в отдельных секторах экономики. Например, такие компании, как «КТЖ» (Казахстанские железные дороги), которые относятся к естественным монополиям, все еще остаются под контролем государства.
К тому же, в последние годы наблюдается необходимость формирования прозрачной и устойчивой системы управления приватизацией. Важным шагом в этом направлении является создание рабочих групп, состоящих из экспертов и представителей бизнеса, которые будут участвовать в разработке новых стратегий и моделей для реализации успешной приватизации активов.
Кроме того, включая частных инвесторов в процесс управления госактивами, Казахстан может обеспечить более высокое качество услуг и улучшение инфраструктуры, что, в свою очередь, станет положительным фактором для экономического роста.
Необходимым условием успешной приватизации является также повышение уровня доверия со стороны общественности к процессу. Власти должны активно информировать граждан о планах и этапах приватизации, а также о возможностях инвестирования, что поможет снизить социальное напряжение и повысить заинтересованность в результате реформ.
| Банк | Покупка | Продажа | Время |
|---|---|---|---|
| 521.00 | 526.00 | 12:15 |
|
| 518.45 | 525.45 | 12:15 |
|
| 519.50 | 524.30 | 12:15 |
|
| 520.00 | 526.00 | 12:15 |
|
| 520.00 | 526.00 | 12:15 |
|
| 517.50 | 523.50 | 12:15 |
|
| 521.00 | 525.00 | 12:15 |
|
| 519.50 | 526.50 | 12:15 |
|
| 520.00 | 526.00 | 12:15 |
|
| 522.00 | 529.00 | 12:15 |
|
| 520.00 | 526.00 | 12:15 |
| Банк | Покупка | Продажа | Время |
|---|---|---|---|
| 606.00 | 612.00 | 12:15 |
|
| 601.95 | 611.45 | 12:15 |
|
| 606.00 | 611.00 | 12:15 |
|
| 603.00 | 611.00 | 12:15 |
|
| 603.10 | 612.10 | 12:15 |
|
| 603.20 | 609.20 | 12:15 |
|
| 605.77 | 610.77 | 12:15 |
|
| 604.50 | 611.50 | 12:15 |
|
| 603.50 | 611.50 | 12:15 |
|
| 606.50 | 613.50 | 12:15 |
|
| 602.50 | 612.50 | 12:15 |
| Банк | Покупка | Продажа | Время |
|---|---|---|---|
| 6.30 | 6.80 | 12:15 |
|
| 6.25 | 6.75 | 12:15 |
|
| 6.37 | 6.49 | 12:15 |
|
| 6.30 | 6.70 | 12:15 |
|
| 5.74 | 6.54 | 12:15 |
|
| 5.96 | 6.46 | 12:15 |
|
| -.-- | -.-- | 12:15 |
|
| 6.36 | 6.56 | 12:15 |
|
| 6.30 | 6.70 | 12:15 |
|
| 6.25 | 6.75 | 12:15 |
|
| 6.30 | 6.60 | 12:15 |