4-03-2025, 13:32

Сокращение статотчетности: новые подходы и идеи

Национальное статистическое бюро готовится уменьшить число форм статистической отчетности. Соответствующие изменения были подписаны 6 июля 2024 года.

Планируется, что из 120 существующих форм статистики на 2024 год часть из них будет отменена, а данные будут собираться Бюро самостоятельно из альтернативных источников, таких как налоговая информация и данные платежных систем.

Альтернативные источники информации способны предоставлять данные быстрее, многие из них обновляются в реальном времени. Бюро наделено полномочиями заключать соглашения с владельцами таких данных на бесплатной основе для статистических нужд. В будущем альтернативные данные могут заменить значительное количество текущей отчетности.

Так, на данный момент уже запущен эксперимент, в рамках которого используются данные от оператора фискальных данных для расчета инфляции по статистике цен, основываясь на фискальных чеках. Это позволяет повысить качество информации и частоту ценовых обзоров.

Для облегчения нагрузки на респондентов, обязанными предоставлять большое число форм, а также для упорядочивания информации по секторам экономики и повышения её достоверности, будет обеспечен правовой статус централизованным национальным регистрационным системам для всех областей экономики и жизнедеятельности страны.

Национальные регистры будут представлять собой стандартизированные базы данных с данными, прошедшими проверку на соответствие формату и логике.

Эти регистры станут основным и надежным источником информации для разных целей, таких как оказание государственных услуг и взаимодействие с бизнесом и гражданами.

Контроль за качеством данных, сохраняемых в государственных информационных системах, будут осуществлять специальные эксперты — дата-контролеры. Также будут установлены критерии оценки качества, основанные на восьми ключевых показателях:

  1. Точность;
  2. Полнота;
  3. Согласованность;
  4. Целостность;
  5. Актуальность;
  6. Уникальность;
  7. Достоверность;
  8. Своевременность.

Несоответствия данным критериям будут основанием для признания информации недостоверной.

Основная цель данных изменений — установить правовые рамки для совершенствования государственной статистики и управления национальными данными в Республике Казахстан.

Также в рамках поправок обозначены основные направления развития государственной статистики, направленные на оптимизацию процессов сбора, обработки и цифровизации данных.

Кроме того, была проведена работа по уточнению и расширению понятий, применяемых в области статистики.

Вводится термин «Альтернативные данные», который будет использован в статистической сфере вместе с традиционными административными источниками. Это могут быть данные фискальных чеков, спутниковых снимков, операторов мобильной связи и другие, которые повысят точность и многоразовость использования информации.

Вводится термин «Альтернативные данные», который будет использован в статистической сфере вместе с традиционными административными источниками. Это могут быть данные фискальных чеков, спутниковых снимков, операторов мобильной связи и другие, которые повысят точность и многоразовость использования информации.

Поправки также подразумевают переход от краткосрочного планирования к среднесрочному, продолжительностью до трех лет, что способствует стратегическому управлению и более эффективному расходованию ресурсов. За счет активной интеграции административных и альтернативных источников данных ожидается уменьшение объема статистической отчетности на 40-50%.

В соответствии с новыми поправками также вводятся понятия «Национальные регистры» и «Национальная справочная информация», направленные на упорядочение и стандартизацию данных в системе электронного правительства. Это позволит государственным органам более эффективно управлять данными и повысит качество принимаемых решений.

Кроме того, введено определение «Продукт данных», который будет внесен в реестр поставщиков данных, что обеспечит их распространение собственниками.

«Реформа стремится к снижению взаимодействия респондентов с отчетной системой за счет использования административных и альтернативных источников данных, а также к улучшению качества национальных данных и возможности их многоразового использования. Принятие данного закона стало значимым шагом в развитии национальной экосистемы данных, что принесет выгоду государственным структурам, бизнесу и населению», — отметил глава Бюро национальной статистики АСПиР РК Максат Турлубаев.

Недавно принятые изменения в закон о государственной статистике представляют собой ключевой момент в усовершенствовании управления данными и статистики, что будет способствовать улучшению статистической сферы.

Для обеспечения успешной реализации этих реформ также предусмотрены обучение и повышение квалификации сотрудников, работающих с новыми программными системами и методами сбора данных. Важно создать условия для профессионального роста специалистов, которые будут отвечать за качество статистической информации.

Дополнительно, в рамках реформ будет усилено сотрудничество между государственными органами и научными учреждениями, что позволит использовать передовые методы и технологии в области статистики и анализа данных.

Также важно отметить, что изменения призваны повысить доверие общества к статистическим данным, а прозрачность процессов сбора и обработки данных станет основой для повышения уровня участия граждан в государственных делах и принятии решений.

Также важно отметить, что изменения призваны повысить доверие общества к статистическим данным, а прозрачность процессов сбора и обработки данных станет основой для повышения уровня участия граждан в государственных делах и принятии решений.

Похожее

Банк Покупка Продажа
511.00 516.00
508.75 515.75
510.50 516.50
510.50 516.50
511.75 517.75
512.50 518.50
511.50 515.50
509.50 516.50
513.00 519.00
510.00 517.00
511.30 517.30
Банк Покупка Продажа
592.00 598.00
588.45 597.95
591.80 598.80
590.00 598.00
591.10 600.10
595.10 601.10
591.05 596.05
590.70 597.70
590.00 598.00
592.00 599.00
591.40 601.40
Банк Покупка Продажа
6.40 6.90
6.39 6.89
6.45 6.85
6.20 6.60
5.89 6.69
6.11 6.61
-.-- -.--
6.41 6.66
6.40 6.80
6.35 6.85
6.45 6.75