- сентябрь 08, 2025
В процессе международной транспортировки часто возникает ситуация, когда один путевой лист охватывает несколько отдельных перевозок. К примеру, груз вывозится из города Алматы, доходит до России, далее направляется в Беларусь, а затем возвращается обратно в Россию. Как правильно оформить ЭСФ и какую ставку НДС при этом применить?
Давайте обратимся к Налоговому кодексу Республики Казахстан.
Согласно законодательству, перевозчик обязан выставлять ЭСФ на каждую отдельную услугу по перевозке. Международные услуги по транспортировке грузов, связанные с пересечением границы Казахстана, облагаются НДС по ставке 0%.
К международной перевозке относится транспортировка товаров, включая почтовые отправления, которые экспортируются из Казахстана или импортируются на его территорию.
Для признания перевозки международной необходимо оформить её с использованием единых международных перевозочных документов.
Подтверждением факта международной перевозки при транспортировке грузов в рамках международного автомобильного сообщения служит товарно-транспортная накладная (согласно статье 387 Налогового кодекса РК).
Облагаемым оборотом признается тот оборот, который плательщик НДС осуществляет с реализацией товаров, работ, услуг, местом реализации которых является Республика Казахстан (статьи 369 и 370 Налогового кодекса РК).
Определение места реализации услуг по перевозке основывается на месте регистрации поставщика этих услуг в качестве налогоплательщика (пункт 5, часть 2, статья 441 Налогового кодекса РК).
Следовательно, перевозка из Казахстана в Россию будет облагаться НДС по ставке 0% (при условии оформления международной товарно-транспортной накладной). Перевозки из России в Беларусь и обратно в Россию будут облагаться по ставке 12%, поскольку местом реализации в данном случае является территория Казахстана.
Важно учитывать, что документы, подтверждающие международную перевозку, должны быть аккуратно оформлены и храниться у перевозчика для обеспечения прав на применение нулевой ставки НДС. Неверное оформление может привести к дополнительным налоговым последствиям.
Также стоит обратить внимание на возможные тарифные соглашения между странами-участницами ЕАЭС, так как они могут влиять на общие затраты на транспортировку и, соответственно, на цены услуг.