- сентябрь 08, 2025

В контрольный список, касающийся соблюдения норм законодательства Республики Казахстан, относящегося к защите прав потребителей, были внесены определенные изменения.
Начиная с 24 июня 2024 года, при проведении проверок комитетом по защите прав потребителей будут обращать внимание на следующие аспекты:
• возможность возврата или обмена товаров, которые были проданы с истекшим сроком годности, а также небезопасных или некачественных товаров, изготовленных с нарушением прав на интеллектуальную собственность, независимо от их состояния, целостности упаковки, маркировки и других потребительских характеристик, в течение тридцати календарных дней с момента покупки, включая возврат денежных средств потребителю;
• обязательное предоставление информации о товаре на казахском и русском языках;
• соответствие товара образцам и описаниям при передаче его потребителю, включая случаи продажи через интернет;
• исправление выявленных недостатков в выполнении работ (услуг) в течение десяти календарных дней с момента получения соответствующего обращения, если в договоре не предусмотрен другой срок;
• включение в договор с потребителем условий, которые могут быть расценены как ущемляющие права потребителя:
1) освобождение от ответственности продавца (исполнителя, изготовителя) за ущерб, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя;
2) ограничение прав потребителя в случае ненадлежащего выполнения обязательств продавцом (исполнителем, изготовителем);
3) введение обязательств для потребителя по дополнительным платным товарам (работам, услугам), навязанным продавцом (исполнителем, изготовителем);
4) установление требования о компенсации потребителем избыточной суммы (более 30% от стоимости товара, услуги или работы) за невыполнение обязательств по договору, за исключением туристических и авиабилетных договоров на невозвратных тарифах;
5) установление разной цены на товары (работы, услуги) при проведении расчетов с использованием платежных карт по сравнению с наличной оплатой;
6) предоставление продавцу (исполнителю, изготовителю) права в одностороннем порядке менять или расторгать договор;
7) право продавца (исполнителя, изготовителя) не возвращать уплаченную сумму за неоказанные товары (услуги, работы) в случае расторжения договора;
8) возможность повышения цены без учета прав потребителя на расторжение договора;
9) предоставление возможности продавцу (исполнителю, изготовителю) самостоятельно определять соответствие товара условиям договора или интерпретировать его условия;
10) ограничение ответственности продавца (исполнителя, изготовителя) по обязательствам, принятым их представителями;
11) установление обязательства для потребителя выполнять все свои обязательства, даже если продавец (исполнитель, изготовитель) не исполнил свои;
12) право продавца (исполнителя, производителя) передавать свои обязательства и права по договору третьим лицам, не соблюдая нормы Гражданского кодекса Республики Казахстан о смене лиц в обязательстве.
Стоит напомнить, что контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченными органами или их региональными подразделениями в следующих формах:
• внеплановые проверки в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан;
• профилактический контроль без непосредственного посещения объекта (субъекта) контроля в соответствии с действующим законодательством.
Профилактический контроль без посещения объекта проводится с целью восстановления нарушенных прав и законных интересов потребителей, а также для возмещения причиненного ущерба.
Субъектами данного контроля являются продавцы (изготовители, исполнители).

Дополнительно, у потребителей есть право на получение консультаций и разъяснений по вопросам защиты своих прав. Это можно осуществить через обращения в «горячие линии» или к консультантам в организации по защите прав потребителей. Также стоит учесть, что потребители могут обращаться в суд в случае нарушения их прав, при этом они имеют право на бесплатную юридическую помощь, если это предусмотрено законодательством.
Необходимо помнить, что каждый потребитель должен внимательно изучать условия договора и сохранять чек или гарантийный талон на приобретаемый товар, так как это может понадобиться при возникновении споров с продавцом или исполнителем. Знание своих прав и обязанностей поможет защитить интересы и предотвратить возможные конфликтные ситуации.
| Банк | Покупка | Продажа |
|---|---|---|
| 503.00 | 508.00 | |
| 499.60 | 506.60 | |
| 502.00 | 508.00 | |
| 504.50 | 510.50 | |
| 501.50 | 507.50 | |
| 501.50 | 507.50 | |
| 502.00 | 507.00 | |
| 499.50 | 506.50 | |
| 501.00 | 507.00 | |
| 501.00 | 508.00 | |
| 500.70 | 506.70 |
| Банк | Покупка | Продажа |
|---|---|---|
| 585.00 | 591.00 | |
| 580.69 | 590.19 | |
| 584.60 | 591.60 | |
| 587.00 | 595.00 | |
| 581.50 | 590.50 | |
| 584.30 | 590.30 | |
| 584.74 | 589.74 | |
| 581.90 | 588.90 | |
| 582.00 | 590.00 | |
| 584.00 | 591.00 | |
| 581.30 | 591.30 |
| Банк | Покупка | Продажа |
|---|---|---|
| 6.30 | 6.80 | |
| 6.26 | 6.76 | |
| 6.32 | 6.72 | |
| 6.30 | 6.70 | |
| 5.76 | 6.56 | |
| 6.03 | 6.53 | |
| -.-- | -.-- | |
| 6.37 | 6.57 | |
| 6.30 | 6.70 | |
| 6.30 | 6.80 | |
| 6.37 | 6.67 |