Сегодня, 02:45

Казахстан в зависимости от КТК: беспилотники атакуют терминал

Казахстан сильно зависит от Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) для экспорта нефти, обеспечивая до 80% поставок в Европу. Альтернативные маршруты существуют, но они менее выгодны и не могут полностью заменить КТК. Эксперт отмечает экономические риски перехода на другие маршруты.

Терминал Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), который является ключевым маршрутом для экспорта казахстанской нефти, недавно подвергся атаке беспилотников, что привело к значительным повреждениям выносного причального устройства. В связи с этим встает вопрос: возможно ли отказаться от КТК и какие альтернативные маршруты существуют для Казахстана?

Что произошло

29 ноября в 06:06 по времени Астаны на морскую инфраструктуру КТК в порту Новороссийска было совершено нападение беспилотных катеров. В результате атаки был серьёзно поврежден выносной причал ВПУ-2, работа которого приостановлена до завершения ремонта.

Справка: Каспийский трубопроводный консорциум включает крупнейшие предприятия топливно-энергетического комплекса России, США, Казахстана и ряда стран Западной Европы. КТК обеспечивает транспортировку нефти с трёх крупных казахстанских месторождений: Тенгиз, Кашаган и Карачаганак.

КТК остается основным экспортным маршрутом для казахстанской нефти, через который ежегодно отправляется не менее 60 миллионов тонн нефти. В 2024 году Казахстан экспортировал в общей сложности 68,6 миллионов тонн нефти, из которых 63 миллиона тонн были отправлены именно через КТК.

Примечание: Около 80 процентов всей казахстанской нефти, экспортируемой в Европу, проходит по КТК.

Альтернативные маршруты экспорта нефти из Казахстана

Казахстан имеет четыре альтернативных маршрута для экспорта нефти:

маршруты экспорта нефтиАльтернативные маршруты для экспорта нефти из Казахстана

1. Атырау – Самара (Россия)

По этому маршруту возможно прокачивание до 17 миллионов тонн нефти в год, в настоящее время проходит около 12 миллионов тонн, смешанной с российской Urals. Нефть может продаваться под брендом KEBCO.

Справка: KEBCO - бренд, созданный в 2022 году для отделения казахстанской нефти от российской Urals и избежания санкционных рисков.

Теоретически, возможно добавить ещё до 6 миллионов тонн в год.

"Готовы ли западные компании использовать трубу Транснефти – вопрос риторический. Однако нефть Кашагана и Карачаганака уже идет по "Дружбе" в Германию", – отметил эксперт.

2. Казахстан – Китай (трубопровод Атасу – Алашанькоу)

Пропускная способность этого маршрута составляет до 20 миллионов тонн в год, но Казахстан перекачивает не более 1,5 миллиона тонн нефти, в то время как "Роснефть" прокачивает 10 миллионов тонн.

"Данная труба имеет "узкое горлышко" по направлению Атырау – Кенкияк – Кумколь. Исторически мы направляли нефть с юга страны на запад, но из-за истощения нефтедобычи в Кызылординской области был проведён реверс трубы для обеспечения поставок нефти на НПЗ (Павлодар и Шымкент) и частично в Китай (в среднем всего 1,2 миллиона тонн в год)", – объяснил эксперт.

3. Морской порт Актау

Потенциальная пропускная способность составляет до 5 миллионов тонн в год. Основные направления: Актау – Баку и Актау – Махачкала.

"По маршруту Актау — Махачкала сейчас нефть больше доставляется танкерами (затем – трубой до Новороссийска). Возможны своповые операции с Ираном (был опыт до 2-х миллионов тонн в год)", – уточнил Жумагулов.

Справка: Своповые операции — это торгово-финансовые сделки, при которых две стороны обмениваются активами (например, товарами).

4. Железная дорога до Баку

По железной дороге возможно отправлять до 5 миллионов тонн в год: маршрут Актау — Баку — Батуми. Также существует трубопровод Баку – Супса, который сейчас не используется, но может перевозить до 5 миллионов тонн в год, хотя часть трассы проходит через Южную Осетию.

"В общей сложности гипотетически можно перенаправить до 20 миллионов тонн в год по дополнительным маршрутам против 60 миллионов тонн в год по КТК", – резюмировал Нурлан Жумагулов.

Почему Казахстан предпочитает КТК

На данный момент КТК остается крупнейшим и самым выгодным маршрутом для экспорта нефти, стоимость перевозки составляет около 38 долларов за тонну. Нефть по КТК продается под маркой CPC Blend.

"Со-акционерами КТК являются американские и европейские компании, которые инвестируют в расширение трубопровода: мощность прокачки увеличена до 72,5 миллиона тонн казахстанской нефти. Грузоотправители выбирают оптимальный маршрут, и все альтернативные маршруты обходятся дороже", – пояснил эксперт.

Альтернативы для Казахстана

Полноценной альтернативы КТК в настоящее время нет:

"Мы уже прокачиваем 60 миллионов тонн в год по КТК. Полностью отказаться от него невозможно. Максимум, что мы можем сделать, это прокачать до 20 миллионов тонн дополнительно в обход КТК", – отметил Жумагулов.

В среднесрочной перспективе альтернативных маршрутов не предвидится, будут лишь дополнительные.

Рабочая группа обсуждает возможность использования до 20 миллионов тонн нефти через маршрут Баку — Тбилиси — Джейхан (БТД), в частности, планируется строительство новой трубы из Атырау до Курык в Мангистау.

"Далее есть два варианта: проложить трубу до Баку или построить перевалочный порт для танкеров. Основная проблема заключается в том, что Каспийское море мелеет, и необходимо проводить дноуглубительные работы, а также использовать танкеры средней мощности – с грузоподъёмностью до 8 тысяч тонн", – пояснил он.

Техническая готовность альтернативных маршрутов

Эксперт отметил, что для расширения маршрута Атырау – Кенкияк – Кумколь до 15–20 миллионов тонн потребуется замена 455 километров труб и строительство новых насосных станций. В 2022 году были обсуждены такие планы, однако они остались лишь на уровне обсуждений.

Существует также ограничение на приём казахстанской нефти на бакинском терминале Сангачал – всего 2,5 миллиона тонн. Баку готов увеличить объём приёма, но требует долгосрочный контракт по схеме "отгрузил или заплатил".

"Прокачка нефти из Атырау до Босфора обходится до 120 долларов за тонну против 38 долларов у КТК", – подчеркнул Жумагулов.

Экономические риски перехода на альтернативные маршруты

Переход на дополнительные маршруты может повлечь дополнительные экономические риски и затраты, включая:

  1. Нефть, прокачиваемая по трубопроводу в Китай, продаётся дешевле Brent на 4–5 долларов за тонну.
  2. Казахстанская нефть смешивается с российской на маршруте Атырау – Самара, что также требует продажи с дисконтом.
  3. На маршруте БТД бакинская нефть стоит немного дороже Brent, но сернистая нефть Кашагана и Тенгиза ухудшит качество Azeri Lights, что потребует компенсации от Азербайджана.
  4. Кроме того, "КазМунайГаз" получает до 200 миллионов долларов дивидендов в год от доли в КТК (21%).

Инциденты на КТК

29 ноября на морской терминал КТК была совершена атака, в результате которой значительно пострадало выносное причальное устройство. После этого в Министерстве энергетики Казахстана сообщили о перенаправлении нефти на альтернативные маршруты.

25 ноября произошла атака, в ходе которой был поврежден административный корпус Морского терминала КТК под Новороссийском. В связи с инцидентом министр энергетики Ерлан Аккенженов сделал соответствующее заявление.

В феврале станция "Кропоткинская" КТК также подвергалась атаке беспилотников, что привело к ограничению транспортировки нефти. Дроны атаковали эту станцию и в марте, после чего появилась информация о том, что Украина и Россия договорились не наносить удары по КТК.

Министерство иностранных дел Казахстана выразило свою озабоченность в связи с атаками на КТК.

Похожее

Банк Покупка Продажа
498.00 503.00
494.30 501.30
498.00 504.00
500.00 506.00
498.00 504.00
497.50 503.50
499.00 504.00
496.50 503.50
497.20 503.20
497.00 504.00
496.00 502.00
Банк Покупка Продажа
580.00 586.00
576.25 585.75
580.50 587.50
583.00 591.00
578.20 587.20
580.60 586.60
582.25 587.25
576.90 583.90
578.20 586.20
580.50 587.50
577.00 587.00
Банк Покупка Продажа
6.20 6.70
6.23 6.73
6.40 6.55
6.20 6.60
5.78 6.58
6.02 6.52
-.-- -.--
6.39 6.59
6.25 6.65
6.25 6.75
6.36 6.66