- октябрь 08, 2025

Аудит, проведенный Высшей аудиторской палатой РК, сосредоточился на оценке эффективности использования государственных активов в АО "Фонд национального благосостояния "Самрук-Қазына" и его дочерних организациях. Проверка охватила 18 юридических лиц, включая корпоративный центр Фонда и такие компании, как "Казатомпром" и "Samruk-Kazyna Ondeu". Данные запросы были учтены депутатами Парламента РК и общественностью.
По итогам 2024 года доходы группы компаний Фонда составили 16,5 трлн тенге, а консолидированная чистая прибыль достигла 2,4 трлн тенге. За аудируемый период холдинг выплатил государству 2,37 трлн тенге, из которых 779,9 млрд тенге составили дивиденды, а 1,6 трлн тенге – отчисления от передачи активов в конкурентную среду. Кроме того, Фонд реализовал поручения Президента РК и Правительства на сумму 673 млрд тенге.
Несмотря на финансовые достижения, аудиторы выявили серьезные недостатки в стратегическом планировании и управлении. Цель Программы трансформации Фонда на 2018-2021 годы по повышению эффективности 8 компаний не была достигнута, фактические выгоды составили всего 154,5 млрд тенге. Также отмечен недостаточный уровень корпоративного управления и проблемы с разработкой стратегических документов.
Фонд использует только 4 из 7 информационных систем, а система управленческой отчетности функционирует с нарушениями. Финансовая отчетность ряда компаний ведется вручную, что указывает на необходимость улучшения внутренней структуры. Из 5 комитетов при Совете директоров не работают 3, а из 7 комитетов при Правлении с 2024 года – 2.
Структура холдинга оказалась громоздкой, в его состав входят 326 компаний, распределенных на 6 уровней управления. За период с 2020 по 2024 годы было зарегистрировано 23 бездействующие компании, а 41 компания закончила год с убытком. С 175 запланированных проектов завершено всего 49, что подчеркивает необходимость оптимизации активов и улучшения управления инвестиционными проектами.
Аудит установил финансовые нарушения на сумму 351,8 млн тенге и неэффективное планирование с использованием средств в размере 122,2 млрд тенге. Обнаружено 119 системных недостатков, а материалы по ряду нарушений были переданы в правоохранительные органы для возбуждения административного производства.





| Банк | Покупка | Продажа |
|---|---|---|
| 516.00 | 522.00 | |
| 513.50 | 520.50 | |
| 515.00 | 521.00 | |
| 515.00 | 521.00 | |
| 514.00 | 520.00 | |
| 514.50 | 520.50 | |
| 514.50 | 520.50 | |
| 514.00 | 521.00 | |
| 515.00 | 521.00 | |
| 514.00 | 521.00 | |
| 515.00 | 521.00 |
| Банк | Покупка | Продажа |
|---|---|---|
| 605.00 | 612.00 | |
| 599.86 | 609.36 | |
| 603.60 | 610.60 | |
| 602.50 | 610.50 | |
| 600.10 | 609.10 | |
| 603.50 | 609.50 | |
| 603.68 | 609.68 | |
| 602.80 | 609.80 | |
| 603.50 | 611.50 | |
| 604.00 | 611.00 | |
| 602.00 | 612.00 |
| Банк | Покупка | Продажа |
|---|---|---|
| 6.20 | 6.70 | |
| 6.21 | 6.71 | |
| 6.35 | 6.55 | |
| 6.30 | 6.70 | |
| 5.71 | 6.51 | |
| 5.99 | 6.49 | |
| -.-- | -.-- | |
| 6.35 | 6.55 | |
| 6.30 | 6.70 | |
| 6.25 | 6.75 | |
| 6.33 | 6.63 |