Новые правила НДС угрожают экономике Казахстана


1 просмотры

Эксперт считает, что предложенные меры могут вызвать сильный рост цен, финансовые проблемы у граждан и заставить малый бизнес перейти в тень. По её мнению, ожидаемая налоговая реформа не приведет к желаемому увеличению бюджетных доходов, а только усугубит риски как для бизнеса, так и для государства. Увеличение НДС может негативно сказаться на потребительском спросе, что, в свою очередь, приведет к снижению объемов производства и сокращению рабочих мест. Кроме того, малый бизнес, который часто не имеет достаточных резервов, может оказаться в сложной финансовой ситуации. Эксперты также предупреждают о возможном росте налогового бремени и усилении налогового давления, что может вызвать недовольство у населения и протестные настроения. В таких условиях важно учитывать мнения всех заинтересованных сторон и внедрять более сбалансированные подходы к налоговой политике для обеспечения стабильности экономики.

Неопределенные перспективы налоговой реформы

Казахстанские власти собираются повысить ставку НДС с 12% до 20% и снизить порог для обязательной регистрации по НДС с 78 миллионов до 15 миллионов тенге. Министерство финансов надеется, что данные меры увеличат налоговые поступления. Однако, по словам Турсынкан, результаты этих изменений окажутся неоднозначными: хотя государство действительно сможет увеличить доходы за счет импорта, малый и средний бизнес окажется в крайне тяжелом положении. Многие представители бизнеса уже выражают обеспокоенность, указывая на то, что такие изменения могут привести к увеличению цен на продукцию и услуг, что, в свою очередь, отразится на покупательской способности населения.

Согласно официальной информации, в 2024 году общий объем налоговых поступлений составил 19,7 трлн тенге, из которых 7,4 трлн составили НДС и акцизы, а 9,6 трлн — налоговые сборы от бизнеса. Правительство планирует увеличить поступления по НДС до 15,6 трлн тенге, однако эксперты выражают сомнения по поводу достижения этой цели. Причины сохраняющихся сомнений заключаются в высоком уровне неопределенности экономической ситуации в стране, возможной реакции бизнеса на новые налоговые нагрузки и общего состояния потребительского рынка, что требует более комплексного подхода к планированию налоговой политики.

Кому достанется основной удар?

Наиболее ощутимо повышение НДС отразится на следующих категориях:

  • Малый и микробизнес — предприниматели будут вынуждены дробить свои компании, чтобы воспользоваться льготными налоговыми режимами (6%, 3% и 2%), либо уйти в теневую экономику. Это приведет к снижению прозрачности бизнеса и уменьшению налоговых поступлений в бюджет.
  • Средний бизнес — фирмы, особенно в агропромышленном и производственном секторах, могут столкнуться с банкротством уже в первом квартале 2025 года после первой налоговой отчетности. Увеличение НДС увеличит расходы на сырье и производственные процессы, что сделает их менее конкурентоспособными на рынке.
  • Потребители — неизбежный рост цен на товары первой необходимости и коммунальные услуги негативно скажется на покупательской способности граждан. Это может привести к уменьшению спроса, что в свою очередь негативно отразится на экономическом росте.

«Ключевым показателем состояния экономики является собираемость корпоративного подоходного налога. Увеличение этого показателя невозможно в условиях такой агрессивной налоговой политики. П попытка дополнительно собрать 1 трлн тенге может привести к потере налоговой базы в 16 трлн», — утверждает Турсынкан. Эксперты также прогнозируют, что в результате высоких налогов многие компании начнут сокращать рабочие места, что может усугубить социально-экономическую ситуацию в стране.

Негативные сценарии и их последствия

По прогнозам эксперта, кризис неплатежей может затронуть до 97% налогоплательщиков, что создаст риск сбоев в сборе налогов на сумму до 19 трлн тенге. Казахстан рискует столкнуться с повторением кризисных явлений, подобно тем, что были в конце 90-х, когда массовые долговые обязательства вызвали исчезновение денежной массы и рост бартерных сделок.

Дополнительным фактором риска является высокая базовая ставка Нацбанка — 15,25%. В таких условиях резкое повышение НДС только ускорит инфляцию, увеличит стоимость жизни и может привести к экономическому спаду.

Возможные альтернативы

Айман Турсынкан предлагает несколько вариантов реформирования налоговой системы, которые могут помочь избежать кризиса:

  1. Дифференцированная ставка НДС: от 0% до 20%, где социально важные товары облагаются минимальным налогом.
  2. Сохранение существующих порогов регистрации по НДС для отдельных секторов экономики.
  3. Пересмотр системы налогообложения для малого бизнеса, разделив упрощенный налог на несколько категорий.
  4. Введение прогрессивного налога на предметы роскоши с максимальной ставкой 50%.
  5. Оптимизация бюджетных расходов вместо введения дополнительных налоговых нагрузок на предпринимателей.

Эксперты единодушны в том, что правительству следует тщательно проанализировать потенциальные последствия налоговой реформы и рассмотреть альтернативные способы увеличения бюджетных доходов, не ставя под угрозу экономику.

Похожее