- август 28, 2025

Эксперт считает, что предложенные меры могут вызвать сильный рост цен, финансовые проблемы у граждан и заставить малый бизнес перейти в тень. По её мнению, ожидаемая налоговая реформа не приведет к желаемому увеличению бюджетных доходов, а только усугубит риски как для бизнеса, так и для государства. Увеличение НДС может негативно сказаться на потребительском спросе, что, в свою очередь, приведет к снижению объемов производства и сокращению рабочих мест. Кроме того, малый бизнес, который часто не имеет достаточных резервов, может оказаться в сложной финансовой ситуации. Эксперты также предупреждают о возможном росте налогового бремени и усилении налогового давления, что может вызвать недовольство у населения и протестные настроения. В таких условиях важно учитывать мнения всех заинтересованных сторон и внедрять более сбалансированные подходы к налоговой политике для обеспечения стабильности экономики.
Казахстанские власти собираются повысить ставку НДС с 12% до 20% и снизить порог для обязательной регистрации по НДС с 78 миллионов до 15 миллионов тенге. Министерство финансов надеется, что данные меры увеличат налоговые поступления. Однако, по словам Турсынкан, результаты этих изменений окажутся неоднозначными: хотя государство действительно сможет увеличить доходы за счет импорта, малый и средний бизнес окажется в крайне тяжелом положении. Многие представители бизнеса уже выражают обеспокоенность, указывая на то, что такие изменения могут привести к увеличению цен на продукцию и услуг, что, в свою очередь, отразится на покупательской способности населения.
Согласно официальной информации, в 2024 году общий объем налоговых поступлений составил 19,7 трлн тенге, из которых 7,4 трлн составили НДС и акцизы, а 9,6 трлн — налоговые сборы от бизнеса. Правительство планирует увеличить поступления по НДС до 15,6 трлн тенге, однако эксперты выражают сомнения по поводу достижения этой цели. Причины сохраняющихся сомнений заключаются в высоком уровне неопределенности экономической ситуации в стране, возможной реакции бизнеса на новые налоговые нагрузки и общего состояния потребительского рынка, что требует более комплексного подхода к планированию налоговой политики.
Наиболее ощутимо повышение НДС отразится на следующих категориях:
«Ключевым показателем состояния экономики является собираемость корпоративного подоходного налога. Увеличение этого показателя невозможно в условиях такой агрессивной налоговой политики. П попытка дополнительно собрать 1 трлн тенге может привести к потере налоговой базы в 16 трлн», — утверждает Турсынкан. Эксперты также прогнозируют, что в результате высоких налогов многие компании начнут сокращать рабочие места, что может усугубить социально-экономическую ситуацию в стране.
По прогнозам эксперта, кризис неплатежей может затронуть до 97% налогоплательщиков, что создаст риск сбоев в сборе налогов на сумму до 19 трлн тенге. Казахстан рискует столкнуться с повторением кризисных явлений, подобно тем, что были в конце 90-х, когда массовые долговые обязательства вызвали исчезновение денежной массы и рост бартерных сделок.
Дополнительным фактором риска является высокая базовая ставка Нацбанка — 15,25%. В таких условиях резкое повышение НДС только ускорит инфляцию, увеличит стоимость жизни и может привести к экономическому спаду.
Айман Турсынкан предлагает несколько вариантов реформирования налоговой системы, которые могут помочь избежать кризиса:
Эксперты единодушны в том, что правительству следует тщательно проанализировать потенциальные последствия налоговой реформы и рассмотреть альтернативные способы увеличения бюджетных доходов, не ставя под угрозу экономику.
| Банк | Покупка | Продажа | Время |
|---|---|---|---|
| 521.00 | 526.00 | 12:15 |
|
| 518.45 | 525.45 | 12:15 |
|
| 519.50 | 524.30 | 12:15 |
|
| 520.00 | 526.00 | 12:15 |
|
| 520.00 | 526.00 | 12:15 |
|
| 517.50 | 523.50 | 12:15 |
|
| 521.00 | 525.00 | 12:15 |
|
| 519.50 | 526.50 | 12:15 |
|
| 520.00 | 526.00 | 12:15 |
|
| 522.00 | 529.00 | 12:15 |
|
| 520.00 | 526.00 | 12:15 |
| Банк | Покупка | Продажа | Время |
|---|---|---|---|
| 606.00 | 612.00 | 12:15 |
|
| 601.95 | 611.45 | 12:15 |
|
| 606.00 | 611.00 | 12:15 |
|
| 603.00 | 611.00 | 12:15 |
|
| 603.10 | 612.10 | 12:15 |
|
| 603.20 | 609.20 | 12:15 |
|
| 605.77 | 610.77 | 12:15 |
|
| 604.50 | 611.50 | 12:15 |
|
| 603.50 | 611.50 | 12:15 |
|
| 606.50 | 613.50 | 12:15 |
|
| 602.50 | 612.50 | 12:15 |
| Банк | Покупка | Продажа | Время |
|---|---|---|---|
| 6.30 | 6.80 | 12:15 |
|
| 6.25 | 6.75 | 12:15 |
|
| 6.37 | 6.49 | 12:15 |
|
| 6.30 | 6.70 | 12:15 |
|
| 5.74 | 6.54 | 12:15 |
|
| 5.96 | 6.46 | 12:15 |
|
| -.-- | -.-- | 12:15 |
|
| 6.36 | 6.56 | 12:15 |
|
| 6.30 | 6.70 | 12:15 |
|
| 6.25 | 6.75 | 12:15 |
|
| 6.30 | 6.60 | 12:15 |