- март 14, 2025
Недавние изменения в правилах регулирования на рынке бензина в Казахстане вызвали много обсуждений. Отмена контроля со стороны государства на ценовую политику привела к существенным трансформациям, которые затронули как производителей, так и потребителей.
С одной стороны, снятие государственного регулирования дало возможность нефтяным компаниям свободно устанавливать цены в зависимости от рыночной ситуации, что способствовало увеличению конкуренции. Это могло привести к более качественному обслуживанию и улучшению сервисов. Однако, с другой стороны, такая политика вызвала резкое удорожание бензина, что негативно сказалось на бюджетах обычных граждан и увеличило расходы на транспортировку товаров и услуг.
После изменения ценовой политики, многие эксперты отметили рост цен на бензин на 20-30%, что создало некоторые напряжения в обществе. Потребители столкнулись с необходимостью пересмотреть свои расходы, а транспортные компании начали поднимать цены на свои услуги.
В условиях увеличения цен на горючее, вопрос альтернативных источников энергии и внедрения более экономичных транспортных средств стал более актуальным, что может стать новым направлением развития как для бизнеса, так и для государства в целом.
Экономисты и аналитики имеют различные взгляды на эти изменения. Некоторые считают, что краткосрочное повышение цен не избежать, однако в будущем рынок сможет стабилизироваться благодаря адаптации новых предприятий и острой конкуренции.
Многие автомобилисты уже начали ощущать влияние новых цен на своем кармане. Некоторые водители замечают, что поездки стали обходиться дороже, что резко бросается в глаза на фоне растущих цен на другие товары и услуги.
Тем не менее, опыт показал, что независимые игроки на рынке могут быстро реагировать на изменения и предлагать более выгодные условия, что добавляет оптимизма.
Сбудется ли оптимистичный сценарий и как будут развиваться события на бензиновом рынке в Казахстане? Это остается вопросом открытым, в то время как новые условия предоставляют как опасности, так и возможности для всех участников экономического процесса.
В конечном итоге, от произошедших изменений будет зависеть не только толщина кошельков покупателей, но и вся экономика страны.
Цены на топливо в регионах Казахстана на начало февраля 2025 года.
В 2024 году стоимость бензина в Казахстане возросла менее чем на один процент. Страна по-прежнему лидирует по доступности топлива. Тем не менее, начиная с 30 января 2025 года, государственных ценовых норм не будет, что может оказать влияние на рыночные условия, как сообщает Energyprom.kz.
Согласно данным агентства, к концу 2024 года средний годовой прирост цен на бензин составил 0,8%.
Наиболее заметные изменения произошли в следующих регионах:
Наибольший рост цен был зафиксирован в Западно-Казахстанской области (+4,4%), а также в Шымкенте и области Улытау. В то же время в областях Абай, Акмолинской и Туркестанской цены остались почти без изменений (+0,3%), а в области Жетысу цены не изменились вовсе. В Алматинской области стоимость бензина уменьшилась на 0,3%.
Марка АИ-92:
Марка АИ-95/АИ-96:
Марка АИ-98:
Наивысшие цены наблюдались в Жезказгане (206 тг за АИ-92), Алматы и Петропавловске (271 тг за АИ-95/АИ-96), а также в Алматы, где стоимость АИ-98 составила 312 тенге. Дешевле всего топливо можно было приобрести в Атырау (193 тг за АИ-92), Актобе (283 тг за АИ-98) и Кызылорде (243 тг за АИ-95/АИ-96).
Несмотря на отмену регулирования цен, Казахстан все еще остается одной из стран с наименьшей стоимостью бензина среди стран СНГ.
«Согласно Numbeo, на 30 января 2025 года республика занимает 32-е место в мире по количеству топлива, которое может быть куплено на среднюю зарплату – 1,1 тыс. литров. Это больше чем в России (980,4 литра), Азербайджане (704,2 литра) и Беларуси (682,6 литра). В мировом списке стран с самой низкой стоимостью бензина Казахстан находится на 6-м месте, где средняя цена литра составляет 0,48 доллара США, что дешевле, чем в России (0,57 доллара), Азербайджане (0,65 доллара) и Беларуси (0,77 доллара)», – подчеркивают аналитики мониторингового агентства.
27 января 2025 года министр энергетики Казахстана издал указ об отмене государственного контроля за ценами на бензин и дизельное топливо. Властные структуры утверждают, что это не приведет к резкому увеличению цен, так как будет усилен мониторинг рынка, а поставки топлива останутся стабильными.
Гражданам предложены различные механизмы социальной поддержки, а сельхозпроизводители могут рассчитывать на льготные расценки на дизельное топливо.
Остальные объемы были произведены в Западно-Казахстанской (86,6 тыс. тонн), Жамбылской (14,6 тыс. тонн), Актюбинской (1,2 тыс. тонн) и Туркестанской (200 тонн) областях.
Хотя цены сейчас равномерные, влияние отмены государственного регулирования станет заметным в ближайшие месяцы. Будет ли стоимость топлива оставаться на текущем уровне или начнет увеличиваться – покажет развитие ситуаций на рынке.