- сентябрь 08, 2025

Представители парламента подчеркивают значительные убытки в государственном бюджете, вызванные нелегальным ввозом сигарет.
Страна теряет колоссальные средства в результате контрабанды, включая табачные изделия. С таким заявлением выступил депутат Берик Бейсенгелиев во время заседания мажилиса.
Он отметил, что в 2024 году Казахстан сталкивается с беспрецедентным дефицитом республиканского бюджета, что заставило правительство срочно задействовать 2 трлн тенге из резерва Национального фонда для выполнения финансовых обязательств.
«Существует множество способов увеличения доходов бюджета, и одним из них является активная борьба с нелегальным оборотом табачной продукции. В 2022 году, по данным Министерства торговли и интеграции, в стране было промаркировано свыше 1,3 млрд пачек сигарет. Однако в 2024 году этот объем снизился до 1 млрд пачек, что является серьезным поводом для беспокойства», – отметил Бейсенгелиев.
Депутат подчеркнул, что сокращение числа маркированных пачек не связано с уменьшением курящих граждан, а скорее указывает на выход значительного объема табачных изделий в теневую экономику. Кроме того, Бейсенгелиев указал на то, что контрабандные сигареты зачастую реализуются по искусственно низким ценам – от 350 до 400 тенге за пачку, что является явным сигналом о незаконной торговле.
Он выделил, что с учетом действующего акциза в 318 тенге на одну пачку бюджет Казахстана ежегодно теряет порядка 100 млрд тенге из-за контрабанды табачной продукции. Также депутат обратил внимание на то, что такая ситуация усугубляется отсутствием адекватной реакции со стороны контролирующих органов. По его словам, все осведомлены о сложившейся ситуации, но эффективных мер для ее решения принимается недостаточно.
«Мы настоятельно призываем к решительным действиям по прекращению нелегальных каналов импорта табачной продукции в Казахстан. К ним относятся усиленные проверки и контроль над соблюдением законодательства, включая недопущение продажи сигарет по ценам ниже установленных. Также необходима надлежащая организация контроля за перемещением и утилизацией акцизных марок на всех этапах обращения табачных изделий», – заявил депутат.
Стоит отметить, что изменения, внесенные в Налоговый кодекс Казахстана, вступившие в силу с июля 2022 года, предусматривали поэтапное увеличение акцизов на табачные изделия. Однако депутаты утверждают, что отсутствие адекватного контроля за их выполнением делает эту реформу неэффективной и способствует распространению контрабанды.
К тому же, в условиях глобальной борьбы с курением, Казахстану необходимо усилить профилактические меры. Это могут быть информационные кампании, направленные на снижение потребления табачных изделий, а также программы по помощи в отказе от курения. Подобные меры могут не только снизить уровень курения в стране, но и, в долгосрочной перспективе, сократить потери бюджета от контрабанды.
Также стоит отметить, что контрабанда табачных изделий наносит ущерб не только государству, но и законопослушным производителям, которые теряют часть рынка. Участие бизнеса в борьбе с контрабандой может стать важной частью решения проблемы, включая сотрудничество с правоохранительными органами для выявления и пресечения незаконных поставок.
| Банк | Покупка | Продажа | Время |
|---|---|---|---|
| 523.00 | 528.00 | 12:15 |
|
| 520.25 | 527.25 | 12:15 |
|
| 522.00 | 528.00 | 12:15 |
|
| 522.00 | 528.00 | 12:15 |
|
| 521.00 | 527.00 | 12:15 |
|
| 521.50 | 527.50 | 12:15 |
|
| 524.00 | 528.00 | 12:15 |
|
| 521.00 | 528.00 | 12:15 |
|
| 521.50 | 527.50 | 12:15 |
|
| 520.00 | 527.00 | 12:15 |
|
| 521.50 | 527.50 | 12:15 |
| Банк | Покупка | Продажа | Время |
|---|---|---|---|
| 604.00 | 610.00 | 12:15 |
|
| 599.47 | 608.97 | 12:15 |
|
| 603.00 | 610.00 | 12:15 |
|
| 603.00 | 611.00 | 12:15 |
|
| 600.00 | 609.00 | 12:15 |
|
| 603.60 | 609.60 | 12:15 |
|
| 604.53 | 609.53 | 12:15 |
|
| 601.90 | 608.90 | 12:15 |
|
| 602.10 | 610.10 | 12:15 |
|
| 602.00 | 609.00 | 12:15 |
|
| 599.50 | 609.50 | 12:15 |
| Банк | Покупка | Продажа | Время |
|---|---|---|---|
| 6.30 | 6.80 | 12:15 |
|
| 6.23 | 6.73 | 12:15 |
|
| 6.43 | 6.55 | 12:15 |
|
| 6.30 | 6.70 | 12:15 |
|
| 5.75 | 6.55 | 12:15 |
|
| 6.00 | 6.50 | 12:15 |
|
| -.-- | -.-- | 12:15 |
|
| 6.32 | 6.57 | 12:15 |
|
| 6.30 | 6.70 | 12:15 |
|
| 6.25 | 6.75 | 12:15 |
|
| 6.30 | 6.60 | 12:15 |