8-09-2025, 17:14

НДС для маркетплейсов в Казахстане новые требования

В ряде стран прошло обсуждение энергетического регулирования и налоговых обязательств для онлайн-платформ. В Казахстане эта тема также начала набирать популярность, и правительства несколько раз поднимали вопрос о возможном введении обязательного налога на добавленную стоимость (НДС) для маркетплейсов.

По информации, полученной от Министерства финансов РК, рассматривается возможность внесения изменений в налоговое законодательство с целью обложения НДС продаж, осуществляемых через онлайн-магазины. Это может касаться как местных, так и зарубежных продавцов, что повысит доходы бюджета и выровняет конкурентные условия на рынке.

Такое решение может помочь создать более прозрачную систему налогообложения, уменьшив теневые схемы продаж, которые в настоящее время могут существовать в онлайн-торговле. Кроме того, введение обязательного НДС для маркетплейсов может обеспечить дальнейшее развитие электронной торговли в стране, что, в свою очередь, будет способствовать улучшению инфраструктуры и созданию новых рабочих мест в сфере ИТ и логистики.

Тем не менее, власти должны учитывать возможное влияние таких изменений на малый и средний бизнес. Применение новых налоговых обязательств может привести к увеличению затрат для продавцов, особенно для начинающих предпринимателей. Поэтому важно разработать механизмы поддержки малого бизнеса, чтобы они могли адаптироваться к новым условиям и продолжать конкурировать на рынке.

Причины введения НДС для маркетплейсов

  • Увеличение налоговых поступлений в государственный бюджет.
  • Создание равных условий для отечественных и иностранных предпринимателей.
  • Защита местных производителей от недобросовестной конкуренции.
  • Стимулирование развития электронной торговли и цифровой экономики.
  • Повышение прозрачности торговых операций и снижение серых схем продаж.

К примеру, компании, действующие на базе маркетплейсов, часто избегают уплаты налогов за счет возможности не учитывать продажи в Казахстане. Внедрение НДС могло бы нивелировать такие махинации. Это также позволит государству более эффективно контролировать рынок, а потребителям — быть уверенными в защите своих прав и качестве приобретаемых товаров. Ввод НДС поможет улучшить финансовую дисциплину среди продавцов, что, в свою очередь, приведет к росту доверия между покупателями и маркетплейсами.

Последствия для бизнеса

Если налог будет принят, то предприниматели на маркетплейсах могут столкнуться с необходимостью пересмотра своей бизнес-модели, что потребует дополнительных расходов на бухгалтерию и налогообложение. Это также приведет к повышению цен для конечных потребителей, что может повлиять на объемы продаж.

Тем не менее, поддержка инициаторов введения НДС показывает, что правительство стремится к упорядочиванию этого сегмента рынка, а также к повышению прозрачности в финансовых отношениях. Важно отметить, что введение НДС может стать стимулом для повышения конкуренции и улучшения качества товаров и услуг, так как добросовестные предприниматели будут стремиться выделиться на фоне конкурентов. Кроме того, соблюдение новых налоговых правил может привести к более широкому привлечению инвестиций в этот сектор, поскольку компании будут демонстрировать свою готовность работать в рамках правового поля.

С другой стороны, увеличение налоговой нагрузки может негативно сказаться на малом бизнесе, который не всегда способен адаптироваться к изменениям. Поэтому важно, чтобы статус малого бизнеса учитывался при разработке налогового законодательства, возможно, с внедрением льгот или пониженных ставок для таких компаний. Это может помочь сохранить рабочие места и поддержать развитие предпринимательства в стране.

Заключение

В дебатах о введении налога для маркетплейсов важным остается соблюдение интересов всех сторон: государства, бизнеса и потребителей. Следует ожидать, какова будет реализация этих инициатив и какие шаги предпримет правительство для достижения сбалансированной налоговой политики.

На заседании мажилиса депутат Азат Перуашев резко выразил недовольство в отношении иностранных маркетплейсов, таких как Temu и AliExpress.

Он сообщил, что эти торговые платформы получают миллиарды тенге от казахстанских граждан, не уплачивая при этом практически никаких налогов.

«Это серьезная брешь в системе налогообложения!» – отметил Перуашев.

Депутат привел данные о том, что в течение 2023 года объем товаров, ввезенных в Казахстан через зарубежные площадки, составил 505 миллиардов тенге. Однако в бюджет поступило всего 24 миллиарда тенге, что соответствует лишь 4,8% от общего объема. Основной проблемой остается лазейка, позволяющая ввоз товаров стоимостью ниже 200 евро без уплаты пошлин и налогов.

«Наши местные предприниматели платят налоги на добавленную стоимость, корпоративный подоходный налог и социальные отчисления. Иностранные маркетплейсы же не зарегистрированы в Казахстане, потому не вносят ни одной тенге больше установленного минимума!» – выразил возмущение чиновник.

Предложения партии «Ак жол»:

  • Зарегистрировать иностранные маркетплейсы в налоговых органах Казахстана.
  • Обязать их работать с казахстанскими поставщиками.
  • Ввести НДС на все доходы, полученные от покупателей из Казахстана.
  • Пересмотреть лимит на беспошлинные закупки в зарубежных интернет-магазинах.
  • Поддержать внутренние e-commerce инициативы.

«Мы не против конкуренции, но условия должны быть одинаковыми для всех!» – подытожил депутат.

Стоит отметить, что этот вопрос поднимался в Казахстане и раньше, но до сих пор власти не предприняли решительных действий по его разрешению. Важно, чтобы любые инициативы по налогообложению учитывали интересы не только государства, но и предпринимателей, которые ведут честный бизнес. Четкое законодательство и прозрачные правила игры могут способствовать развитию внутреннего рынка и защитить местных производителей от unfair competition. Также ожидается, что обсуждение новых налоговых инициатив будет продолжаться в рамках широкой общественной дискуссии, учитывающей мнения всех заинтересованных сторон и экспертов в области экономики и права.

Похожее

Банк Покупка Продажа
503.00 508.00
499.60 506.60
502.00 508.00
504.50 510.50
501.50 507.50
501.50 507.50
502.00 507.00
499.50 506.50
501.00 507.00
501.00 508.00
500.70 506.70
Банк Покупка Продажа
585.00 591.00
580.69 590.19
584.60 591.60
587.00 595.00
581.50 590.50
584.30 590.30
584.74 589.74
581.90 588.90
582.00 590.00
584.00 591.00
581.30 591.30
Банк Покупка Продажа
6.30 6.80
6.26 6.76
6.32 6.72
6.30 6.70
5.76 6.56
6.03 6.53
-.-- -.--
6.37 6.57
6.30 6.70
6.30 6.80
6.37 6.67