Контрольно-кассовые машины обязанность и регистрация


3 просмотры

В соответствии с налоговым законодательством Казахстана, все предприниматели, предоставляющие услуги или занимающиеся продажей товаров, обязаны использовать контрольно-кассовые машины (ККМ). Это необходимо для надлежащего учета денежных поступлений, а также для обеспечения чеков, которые выступают в роли договора купли-продажи и защитой прав потребителя.

Кто обязан использовать контрольно-кассовые машины

Согласно статье 166 Налогового кодекса Республики Казахстан, на территории страны расчет денежных средств должен осуществляться с использованием контрольно-кассовых машин, которые имеют функцию фиксации и/или передачи данных и включены в государственный реестр.

Кроме того, обязательному оснащению контрольно-кассовыми машинами подлежат торговые автоматы и терминалы, применяемые для расчетов наличными средствами.

Исключения: согласно пункту 2 статьи 166 НК РК, требование об использовании ККМ не распространяется на денежные расчеты:

1) физических лиц;

2) частных судебных исполнителей, адвокатов и медиаторов;

3) при предоставлении услуг по перевозкам в городском общественном транспорте с выдачей билетов по утвержденной форме соответствующим государственным органом;

4) Национальному банку Республики Казахстан;

5) налогоплательщикам, работающим в регионах с отсутствием телекоммуникационных сетей (им требуется использовать ККМ без функции передачи данных);

6) банкам второго уровня;

7) религиозным организациям;

8) Национальному оператору почты, за исключением расчетов, проводимых в местах без телекоммуникационных сетей.

9) проводимым через специальные мобильные приложения.

Согласно пункту 11 статьи 25 Закона РК «О платежах и платежных системах», индивидуальные предприниматели и юридические лица (за исключением находящихся в регионах без сетей) обязаны устанавливать и использовать оборудование (устройства) для приема платежей с использованием банковских карточек и/или систем мгновенных платежей в рамках одобренного Правительством РК перечня видов деятельности.

На основании этого принято Постановление Правительства РК от 1 июля 2021 года №457.

На основании этого принято Постановление Правительства РК от 1 июля 2021 года №457.

Использование POS-терминалов требуется при выполнении следующих видов деятельности:

  • оптовая и розничная торговля автомобилями и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт;
  • оптовая и розничная торговля;
  • услуги гостиничного обслуживания;
  • услуги ресторанов и прочие виды общественного питания;
  • реализация проездных документов (билетов), а также багажных и грузобагажных квитанций на авиаперевозки и железнодорожные перевозки;
  • услуги по обработке грузов, их хранению и складированию, транспортировке грузов;
  • работа туроператоров и других организаций в сфере туризма (за исключением турагентств);
  • страховая деятельность;
  • медицинские услуги;
  • образовательная деятельность;
  • распространение кинофильмов и телевизионных программ, показ кино;
  • деятельность фитнес-центров, спортивных клубов и дискотек;
  • организация азартных игр и ставок;
  • услуги боулинга и бильярда.

Это обязательство не касается индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих:

  • деятельность в сфере оптовой и розничной торговли сельскохозяйственной продукцией собственного производства и продукцией аквакультуры;
  • торговлю через нестационарные объекты в регионах без телекоммуникационных систем.

Регистрация контрольно-кассовых машин в налоговых органах

На учет в налоговых органах должны ставиться только ККМ с функцией фиксации и/или передачи данных. Регистрация ККМ без функции передачи возможна лишь в сельской местности, где отсутствуют телекоммуникационные сети общего пользования.

ККМ необходимо зарегистрировать в налоговом органе до начала предпринимательской деятельности. Для этого нужно предоставить в налоговую инспекцию соответствующее заявление, сам контрольно-кассовый аппарат с данными о налогоплательщике, а также пронумерованную, прошнурованную и подписанную (при наличии печати) книгу товарных чеков.

POS-терминал рассматривается как единый программно-аппаратный комплекс. Для его регистрации также нужно предоставить в налоговую инспекцию заявление, краткое описание функциональных возможностей и характеристик терминала, а также руководство по использованию модуля «Рабочее место налогового инспектора» для модели ККМ, которая подлежит регистрации.

Налоговый орган осуществляет регистрацию контрольно-кассовой машины в течение трех рабочих дней, присваивая ей регистрационный номер, а владельцу выдается регистрационная карточка ККМ, которая требуется для регистрации кассового аппарата в системе оператора фискальных данных.

Существуют также онлайн-кассы в виде мобильных приложений, таких как Rekassa и другие (физически кассовый аппарат отсутствует). Такие кассы также регистрируются в налоговых органах, и процесс регистрации проходит онлайн через само приложение.

Ответственность за отсутствие контрольно-кассовой машины

Согласно статье 284 Кодекса РК об административных правонарушениях, за отсутствие ККМ или использование незарегистрированного аппарата в первый раз выносится предупреждение. Если правонарушение повторяется в течение года после наложения административного взыскания, небольшим предпринимателям грозит штраф в размере 15 МРП (1 МРП в 2024 году составляет 3 692 тенге), среднему бизнесу – 30 МРП, а крупным предприятиям – 50 МРП.

Согласно статье 284 Кодекса РК об административных правонарушениях, за отсутствие ККМ или использование незарегистрированного аппарата в первый раз выносится предупреждение. Если правонарушение повторяется в течение года после наложения административного взыскания, небольшим предпринимателям грозит штраф в размере 15 МРП (1 МРП в 2024 году составляет 3 692 тенге), среднему бизнесу – 30 МРП, а крупным предприятиям – 50 МРП.

Статья 195 КоАП РК устанавливает, что отсутствие POS-терминалов также наказывается предупреждением, а при повторном нарушении в течение года, штрафы составляют: для малых предприятий – 40 МРП, для средних – 60 МРП, для крупных – 80 МРП.

Статья 195 КоАП РК устанавливает, что отсутствие POS-терминалов также наказывается предупреждением, а при повторном нарушении в течение года, штрафы составляют: для малых предприятий – 40 МРП, для средних – 60 МРП, для крупных – 80 МРП.

Похожее

Банк Покупка Продажа Время
536.00 541.00
12:15
533.90 540.90
12:15
535.50 541.50
12:15
535.50 541.50
12:15
536.00 542.00
12:15
534.70 540.70
12:15
535.50 540.00
12:15
534.00 541.00
12:15
534.50 540.50
12:15
535.00 542.00
12:15
533.90 539.90
12:15
Банк Покупка Продажа Время
623.00 629.00
12:15
619.66 629.16
12:15
622.90 629.90
12:15
622.00 630.00
12:15
621.10 630.10
12:15
623.50 629.50
12:15
623.81 629.81
12:15
621.30 628.30
12:15
621.50 629.50
12:15
623.50 630.50
12:15
619.00 629.00
12:15
Банк Покупка Продажа Время
6.40 6.90
12:15
6.44 6.94
12:15
6.60 6.72
12:15
6.50 6.90
12:15
5.94 6.74
12:15
6.16 6.66
12:15
-.-- -.--
12:15
6.46 6.76
12:15
6.40 6.80
12:15
6.40 6.90
12:15
6.50 6.80
12:15