9-03-2025, 16:48

Контрольно-кассовые машины обязанность и регистрация

В соответствии с налоговым законодательством Казахстана, все предприниматели, предоставляющие услуги или занимающиеся продажей товаров, обязаны использовать контрольно-кассовые машины (ККМ). Это необходимо для надлежащего учета денежных поступлений, а также для обеспечения чеков, которые выступают в роли договора купли-продажи и защитой прав потребителя.

Кто обязан использовать контрольно-кассовые машины

Согласно статье 166 Налогового кодекса Республики Казахстан, на территории страны расчет денежных средств должен осуществляться с использованием контрольно-кассовых машин, которые имеют функцию фиксации и/или передачи данных и включены в государственный реестр.

Кроме того, обязательному оснащению контрольно-кассовыми машинами подлежат торговые автоматы и терминалы, применяемые для расчетов наличными средствами.

Исключения: согласно пункту 2 статьи 166 НК РК, требование об использовании ККМ не распространяется на денежные расчеты:

1) физических лиц;

2) частных судебных исполнителей, адвокатов и медиаторов;

3) при предоставлении услуг по перевозкам в городском общественном транспорте с выдачей билетов по утвержденной форме соответствующим государственным органом;

4) Национальному банку Республики Казахстан;

5) налогоплательщикам, работающим в регионах с отсутствием телекоммуникационных сетей (им требуется использовать ККМ без функции передачи данных);

6) банкам второго уровня;

7) религиозным организациям;

8) Национальному оператору почты, за исключением расчетов, проводимых в местах без телекоммуникационных сетей.

9) проводимым через специальные мобильные приложения.

Согласно пункту 11 статьи 25 Закона РК «О платежах и платежных системах», индивидуальные предприниматели и юридические лица (за исключением находящихся в регионах без сетей) обязаны устанавливать и использовать оборудование (устройства) для приема платежей с использованием банковских карточек и/или систем мгновенных платежей в рамках одобренного Правительством РК перечня видов деятельности.

На основании этого принято Постановление Правительства РК от 1 июля 2021 года №457.

На основании этого принято Постановление Правительства РК от 1 июля 2021 года №457.

Использование POS-терминалов требуется при выполнении следующих видов деятельности:

  • оптовая и розничная торговля автомобилями и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт;
  • оптовая и розничная торговля;
  • услуги гостиничного обслуживания;
  • услуги ресторанов и прочие виды общественного питания;
  • реализация проездных документов (билетов), а также багажных и грузобагажных квитанций на авиаперевозки и железнодорожные перевозки;
  • услуги по обработке грузов, их хранению и складированию, транспортировке грузов;
  • работа туроператоров и других организаций в сфере туризма (за исключением турагентств);
  • страховая деятельность;
  • медицинские услуги;
  • образовательная деятельность;
  • распространение кинофильмов и телевизионных программ, показ кино;
  • деятельность фитнес-центров, спортивных клубов и дискотек;
  • организация азартных игр и ставок;
  • услуги боулинга и бильярда.

Это обязательство не касается индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих:

  • деятельность в сфере оптовой и розничной торговли сельскохозяйственной продукцией собственного производства и продукцией аквакультуры;
  • торговлю через нестационарные объекты в регионах без телекоммуникационных систем.

Регистрация контрольно-кассовых машин в налоговых органах

На учет в налоговых органах должны ставиться только ККМ с функцией фиксации и/или передачи данных. Регистрация ККМ без функции передачи возможна лишь в сельской местности, где отсутствуют телекоммуникационные сети общего пользования.

ККМ необходимо зарегистрировать в налоговом органе до начала предпринимательской деятельности. Для этого нужно предоставить в налоговую инспекцию соответствующее заявление, сам контрольно-кассовый аппарат с данными о налогоплательщике, а также пронумерованную, прошнурованную и подписанную (при наличии печати) книгу товарных чеков.

POS-терминал рассматривается как единый программно-аппаратный комплекс. Для его регистрации также нужно предоставить в налоговую инспекцию заявление, краткое описание функциональных возможностей и характеристик терминала, а также руководство по использованию модуля «Рабочее место налогового инспектора» для модели ККМ, которая подлежит регистрации.

Налоговый орган осуществляет регистрацию контрольно-кассовой машины в течение трех рабочих дней, присваивая ей регистрационный номер, а владельцу выдается регистрационная карточка ККМ, которая требуется для регистрации кассового аппарата в системе оператора фискальных данных.

Существуют также онлайн-кассы в виде мобильных приложений, таких как Rekassa и другие (физически кассовый аппарат отсутствует). Такие кассы также регистрируются в налоговых органах, и процесс регистрации проходит онлайн через само приложение.

Ответственность за отсутствие контрольно-кассовой машины

Согласно статье 284 Кодекса РК об административных правонарушениях, за отсутствие ККМ или использование незарегистрированного аппарата в первый раз выносится предупреждение. Если правонарушение повторяется в течение года после наложения административного взыскания, небольшим предпринимателям грозит штраф в размере 15 МРП (1 МРП в 2024 году составляет 3 692 тенге), среднему бизнесу – 30 МРП, а крупным предприятиям – 50 МРП.

Согласно статье 284 Кодекса РК об административных правонарушениях, за отсутствие ККМ или использование незарегистрированного аппарата в первый раз выносится предупреждение. Если правонарушение повторяется в течение года после наложения административного взыскания, небольшим предпринимателям грозит штраф в размере 15 МРП (1 МРП в 2024 году составляет 3 692 тенге), среднему бизнесу – 30 МРП, а крупным предприятиям – 50 МРП.

Статья 195 КоАП РК устанавливает, что отсутствие POS-терминалов также наказывается предупреждением, а при повторном нарушении в течение года, штрафы составляют: для малых предприятий – 40 МРП, для средних – 60 МРП, для крупных – 80 МРП.

Статья 195 КоАП РК устанавливает, что отсутствие POS-терминалов также наказывается предупреждением, а при повторном нарушении в течение года, штрафы составляют: для малых предприятий – 40 МРП, для средних – 60 МРП, для крупных – 80 МРП.

Похожее

Банк Покупка Продажа
511.00 516.00
508.75 515.75
510.50 516.50
510.50 516.50
511.75 517.75
512.50 518.50
511.50 515.50
509.50 516.50
513.00 519.00
510.00 517.00
511.30 517.30
Банк Покупка Продажа
592.00 598.00
588.45 597.95
591.80 598.80
590.00 598.00
591.10 600.10
595.10 601.10
591.05 596.05
590.70 597.70
590.00 598.00
592.00 599.00
591.40 601.40
Банк Покупка Продажа
6.40 6.90
6.39 6.89
6.45 6.85
6.20 6.60
5.89 6.69
6.11 6.61
-.-- -.--
6.41 6.66
6.40 6.80
6.35 6.85
6.45 6.75