- март 10, 2025

При вычислении налогов и других обязательных выплат в бюджет достаточно часто встречаются суммы с тиын. Однако в форме 200.00 нет категории для ввода данных в тиын, так как соответствующих ячеек для этого не существует. Многие бухгалтера задаются вопросом, можно ли использовать округление при расчете налоговых обязательств.
На этот вопрос в своем блоге дал разъяснения Председатель Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (ответ от 12 июля 2021 года на вопрос от 28 июня 2021 года № 692946).
Он указал, что в налоговом кодексе Республики Казахстан отсутствует четкая норма, предписывающая, как именно следует рассчитывать налоги и социальные отчисления — в целых тенге или с учетом тиын. Однако следует отметить, что налоговый учет должен опираться на данные бухгалтерского учета.
Кроме этого, правила ведения бухгалтерской документации определяются законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности (пункт 3 статьи 190 Налогового кодекса РК).
Согласно пункту 1 статьи 192 НК РК, налогоплательщик (или налоговый агент) обязан вести налоговый учет в тенге по методу начисления.

Также в утвержденной форме 200.00 отсутствуют ячейки для указания сумм налогов и социальных платежей в тиын.
Таким образом, Председатель Комитета государственных доходов Министерства финансов РК подтвердил, что расчеты налогов и социальных отчислений в целых тенге с применением правил округления являются юридически обоснованными:
Важно отметить, что подобные подходы применяются не только в Казахстане, но и в ряде других стран, где тоже есть необходимость в округлении денежных сумм для упрощения расчетов. Это позволяет избежать сложностей, связанных с мелкими суммами, которые не имеют практического значения для конечных расчетов и могут вызвать излишнюю нагрузку на бухгалтерию.

Также стоит учитывать, что правила округления могут варьироваться в зависимости от типа налога или выплаты. Например, некоторые налоги могут иметь свои особенности в расчетах, которые стоит учитывать в процессе подготовки отчетности. Поэтому бухгалтерам рекомендуется держать под контролем актуальную нормативную документацию и обновления в налоговом законодательстве.
В конечном итоге, использование правил округления не только упрощает процесс ведения учета, но и способствует более четкому и понятному отображению финансовых данных в отчетах.

| Банк | Покупка | Продажа | Время |
|---|---|---|---|
| 536.00 | 541.00 | 12:15 |
|
| 533.40 | 540.40 | 12:15 |
|
| 534.50 | 539.30 | 12:15 |
|
| 535.00 | 541.00 | 12:15 |
|
| 534.50 | 540.50 | 12:15 |
|
| 534.00 | 540.00 | 12:15 |
|
| 535.50 | 540.50 | 12:15 |
|
| 534.00 | 541.00 | 12:15 |
|
| 534.50 | 540.50 | 12:15 |
|
| 534.50 | 541.50 | 12:15 |
|
| 535.00 | 541.00 | 12:15 |
| Банк | Покупка | Продажа | Время |
|---|---|---|---|
| 621.00 | 627.00 | 12:15 |
|
| 617.73 | 627.23 | 12:15 |
|
| 621.20 | 626.20 | 12:15 |
|
| 619.00 | 627.00 | 12:15 |
|
| 617.90 | 626.90 | 12:15 |
|
| 620.60 | 626.60 | 12:15 |
|
| 620.58 | 626.58 | 12:15 |
|
| 619.80 | 626.80 | 12:15 |
|
| 620.00 | 628.00 | 12:15 |
|
| 621.00 | 628.00 | 12:15 |
|
| 616.00 | 626.00 | 12:15 |
| Банк | Покупка | Продажа | Время |
|---|---|---|---|
| 6.40 | 6.90 | 12:15 |
|
| 6.39 | 6.89 | 12:15 |
|
| 6.54 | 6.66 | 12:15 |
|
| 6.40 | 6.80 | 12:15 |
|
| 5.86 | 6.66 | 12:15 |
|
| 6.14 | 6.64 | 12:15 |
|
| -.-- | -.-- | 12:15 |
|
| 6.45 | 6.75 | 12:15 |
|
| 6.35 | 6.75 | 12:15 |
|
| 6.35 | 6.85 | 12:15 |
|
| 6.58 | 6.88 | 12:15 |