- март 10, 2025

При вычислении налогов и других обязательных выплат в бюджет достаточно часто встречаются суммы с тиын. Однако в форме 200.00 нет категории для ввода данных в тиын, так как соответствующих ячеек для этого не существует. Многие бухгалтера задаются вопросом, можно ли использовать округление при расчете налоговых обязательств.
На этот вопрос в своем блоге дал разъяснения Председатель Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (ответ от 12 июля 2021 года на вопрос от 28 июня 2021 года № 692946).
Он указал, что в налоговом кодексе Республики Казахстан отсутствует четкая норма, предписывающая, как именно следует рассчитывать налоги и социальные отчисления — в целых тенге или с учетом тиын. Однако следует отметить, что налоговый учет должен опираться на данные бухгалтерского учета.
Кроме этого, правила ведения бухгалтерской документации определяются законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности (пункт 3 статьи 190 Налогового кодекса РК).
Согласно пункту 1 статьи 192 НК РК, налогоплательщик (или налоговый агент) обязан вести налоговый учет в тенге по методу начисления.

Также в утвержденной форме 200.00 отсутствуют ячейки для указания сумм налогов и социальных платежей в тиын.
Таким образом, Председатель Комитета государственных доходов Министерства финансов РК подтвердил, что расчеты налогов и социальных отчислений в целых тенге с применением правил округления являются юридически обоснованными:
Важно отметить, что подобные подходы применяются не только в Казахстане, но и в ряде других стран, где тоже есть необходимость в округлении денежных сумм для упрощения расчетов. Это позволяет избежать сложностей, связанных с мелкими суммами, которые не имеют практического значения для конечных расчетов и могут вызвать излишнюю нагрузку на бухгалтерию.

Также стоит учитывать, что правила округления могут варьироваться в зависимости от типа налога или выплаты. Например, некоторые налоги могут иметь свои особенности в расчетах, которые стоит учитывать в процессе подготовки отчетности. Поэтому бухгалтерам рекомендуется держать под контролем актуальную нормативную документацию и обновления в налоговом законодательстве.
В конечном итоге, использование правил округления не только упрощает процесс ведения учета, но и способствует более четкому и понятному отображению финансовых данных в отчетах.

| Банк | Покупка | Продажа | Время |
|---|---|---|---|
| 521.00 | 526.00 | 12:15 |
|
| 518.45 | 525.45 | 12:15 |
|
| 519.50 | 524.30 | 12:15 |
|
| 520.00 | 526.00 | 12:15 |
|
| 520.00 | 526.00 | 12:15 |
|
| 517.50 | 523.50 | 12:15 |
|
| 521.00 | 525.00 | 12:15 |
|
| 519.50 | 526.50 | 12:15 |
|
| 520.00 | 526.00 | 12:15 |
|
| 522.00 | 529.00 | 12:15 |
|
| 520.00 | 526.00 | 12:15 |
| Банк | Покупка | Продажа | Время |
|---|---|---|---|
| 606.00 | 612.00 | 12:15 |
|
| 601.95 | 611.45 | 12:15 |
|
| 606.00 | 611.00 | 12:15 |
|
| 603.00 | 611.00 | 12:15 |
|
| 603.10 | 612.10 | 12:15 |
|
| 603.20 | 609.20 | 12:15 |
|
| 605.77 | 610.77 | 12:15 |
|
| 604.50 | 611.50 | 12:15 |
|
| 603.50 | 611.50 | 12:15 |
|
| 606.50 | 613.50 | 12:15 |
|
| 602.50 | 612.50 | 12:15 |
| Банк | Покупка | Продажа | Время |
|---|---|---|---|
| 6.30 | 6.80 | 12:15 |
|
| 6.25 | 6.75 | 12:15 |
|
| 6.37 | 6.49 | 12:15 |
|
| 6.30 | 6.70 | 12:15 |
|
| 5.74 | 6.54 | 12:15 |
|
| 5.96 | 6.46 | 12:15 |
|
| -.-- | -.-- | 12:15 |
|
| 6.36 | 6.56 | 12:15 |
|
| 6.30 | 6.70 | 12:15 |
|
| 6.25 | 6.75 | 12:15 |
|
| 6.30 | 6.60 | 12:15 |