- сентябрь 08, 2025

Для снижения транспортных расходов и упрощения логистики вполне разумно доставлять товары покупателю кратчайшим маршрутом. Например, если казахстанская компания осуществляет закупки за границей, а покупатель находится в стране-члене ЕАЭС, то логичнее всего отправлять товар непосредственно из страны поставки в страну покупателя без ввоза его на территорию Казахстана. Но насколько это законно? Не вызовет ли такая схема нарушения таможенных и налоговых норм Республики Казахстан? Давайте подробно рассмотрим этот вопрос.
Обратимся к Налоговому кодексу Республики Казахстан.

Согласно статье 368 НК РК, объектами, подлежащими налогообложению НДС, являются как облагаемый оборот, так и облагаемый импорт.
Кроме того, в пункте 1 статьи 369 НК РК указано, что облагаемым оборотом считается тоже оборот, который плательщик НДС осуществляет при покупке товаров, работ или услуг у нерезидента.

Определение места реализации товаров, работ и услуг регулируется статьей 378 НК РК. Для стран - членов ЕАЭС (если покупатель находится в одной из этих стран) место реализации будет устанавливаться в соответствии со статьей 441 НК РК.
Следовательно, если покупатель находится в странной-члене ЕАЭС, то в соответствии с пунктом 1 статьи 441 НК РК, место реализации товаров определяется по нормам пункта 1 статьи 378 НК РК.
Согласно пункту 1 статьи 378 НК РК, местом реализации товаров считается Республика Казахстан, если:
Таким образом, если товар приобретен в другой стране, местом начала его транспортировки будет признана именно территория этой страны, а не Казахстан. Также местом реализации товара не будет Республика Казахстан, если товар не поступает на её территорию. В данном случае не возникает нарушений налогового и таможенного законодательства, и казахстанская компания имеет полное право использовать такую схему. Более того, в данном случае оборот по реализации товара будет считаться необлагаемым, что освобождает компанию от необходимости начисления и уплаты НДС.
Что касается документов, касающихся сделки:
Кроме того, стоит отметить, что такая схема может быть интересна и выгодна для компаний, ищущих новые рынки сбыта и способы оптимизации затрат. При этом важно внимательно следить за изменениями в налоговом законодательстве и направлять свои действия в соответствии с актуальными требованиями, чтобы избежать возможных правовых последствий.
Важно также обратить внимание на необходимость документирования всех этапов сделки. Наличие доказательных документов может быть критически важным в случае проверок со стороны налоговых органов, как Казахстана, так и страны покупателя.

| Банк | Покупка | Продажа |
|---|---|---|
| 511.00 | 517.00 | |
| 510.00 | 517.00 | |
| 511.50 | 517.50 | |
| 512.00 | 518.00 | |
| 510.50 | 516.50 | |
| 510.00 | 516.00 | |
| 511.00 | 517.00 | |
| 508.50 | 515.50 | |
| 511.50 | 517.50 | |
| 510.50 | 517.50 | |
| 509.50 | 515.50 |
| Банк | Покупка | Продажа |
|---|---|---|
| 600.00 | 607.00 | |
| 596.79 | 606.29 | |
| 600.50 | 607.50 | |
| 599.00 | 607.00 | |
| 597.20 | 606.20 | |
| 599.50 | 605.50 | |
| 598.91 | 604.91 | |
| 597.60 | 604.60 | |
| 600.00 | 608.00 | |
| 600.50 | 607.50 | |
| 597.50 | 607.50 |
| Банк | Покупка | Продажа |
|---|---|---|
| 6.20 | 6.70 | |
| 6.16 | 6.66 | |
| 6.22 | 6.62 | |
| 6.20 | 6.60 | |
| 5.66 | 6.46 | |
| 5.92 | 6.42 | |
| -.-- | -.-- | |
| 6.28 | 6.48 | |
| 6.20 | 6.60 | |
| 6.15 | 6.65 | |
| 6.26 | 6.56 |