- сентябрь 08, 2025

Для снижения транспортных расходов и упрощения логистики вполне разумно доставлять товары покупателю кратчайшим маршрутом. Например, если казахстанская компания осуществляет закупки за границей, а покупатель находится в стране-члене ЕАЭС, то логичнее всего отправлять товар непосредственно из страны поставки в страну покупателя без ввоза его на территорию Казахстана. Но насколько это законно? Не вызовет ли такая схема нарушения таможенных и налоговых норм Республики Казахстан? Давайте подробно рассмотрим этот вопрос.
Обратимся к Налоговому кодексу Республики Казахстан.

Согласно статье 368 НК РК, объектами, подлежащими налогообложению НДС, являются как облагаемый оборот, так и облагаемый импорт.
Кроме того, в пункте 1 статьи 369 НК РК указано, что облагаемым оборотом считается тоже оборот, который плательщик НДС осуществляет при покупке товаров, работ или услуг у нерезидента.

Определение места реализации товаров, работ и услуг регулируется статьей 378 НК РК. Для стран - членов ЕАЭС (если покупатель находится в одной из этих стран) место реализации будет устанавливаться в соответствии со статьей 441 НК РК.
Следовательно, если покупатель находится в странной-члене ЕАЭС, то в соответствии с пунктом 1 статьи 441 НК РК, место реализации товаров определяется по нормам пункта 1 статьи 378 НК РК.
Согласно пункту 1 статьи 378 НК РК, местом реализации товаров считается Республика Казахстан, если:
Таким образом, если товар приобретен в другой стране, местом начала его транспортировки будет признана именно территория этой страны, а не Казахстан. Также местом реализации товара не будет Республика Казахстан, если товар не поступает на её территорию. В данном случае не возникает нарушений налогового и таможенного законодательства, и казахстанская компания имеет полное право использовать такую схему. Более того, в данном случае оборот по реализации товара будет считаться необлагаемым, что освобождает компанию от необходимости начисления и уплаты НДС.
Что касается документов, касающихся сделки:
Кроме того, стоит отметить, что такая схема может быть интересна и выгодна для компаний, ищущих новые рынки сбыта и способы оптимизации затрат. При этом важно внимательно следить за изменениями в налоговом законодательстве и направлять свои действия в соответствии с актуальными требованиями, чтобы избежать возможных правовых последствий.
Важно также обратить внимание на необходимость документирования всех этапов сделки. Наличие доказательных документов может быть критически важным в случае проверок со стороны налоговых органов, как Казахстана, так и страны покупателя.

| Банк | Покупка | Продажа | Время |
|---|---|---|---|
| 516.00 | 521.00 | 12:15 |
|
| 513.70 | 520.70 | 12:15 |
|
| 515.50 | 520.30 | 12:15 |
|
| 516.50 | 522.50 | 12:15 |
|
| 516.00 | 522.00 | 12:15 |
|
| 515.50 | 521.50 | 12:15 |
|
| 517.00 | 521.00 | 12:15 |
|
| 513.85 | 520.85 | 12:15 |
|
| 517.50 | 523.50 | 12:15 |
|
| 516.50 | 523.50 | 12:15 |
|
| 516.50 | 522.50 | 12:15 |
| Банк | Покупка | Продажа | Время |
|---|---|---|---|
| 593.00 | 599.00 | 12:15 |
|
| 589.78 | 599.28 | 12:15 |
|
| 595.20 | 599.60 | 12:15 |
|
| 595.50 | 603.50 | 12:15 |
|
| 591.90 | 600.90 | 12:15 |
|
| 594.10 | 600.10 | 12:15 |
|
| 594.89 | 599.89 | 12:15 |
|
| 591.85 | 598.85 | 12:15 |
|
| 595.00 | 603.00 | 12:15 |
|
| 596.50 | 603.50 | 12:15 |
|
| 592.50 | 602.50 | 12:15 |
| Банк | Покупка | Продажа | Время |
|---|---|---|---|
| 6.30 | 6.80 | 12:15 |
|
| 6.35 | 6.85 | 12:15 |
|
| 6.55 | 6.67 | 12:15 |
|
| 6.30 | 6.70 | 12:15 |
|
| 5.86 | 6.66 | 12:15 |
|
| 6.12 | 6.62 | 12:15 |
|
| -.-- | -.-- | 12:15 |
|
| 6.46 | 6.66 | 12:15 |
|
| 6.45 | 6.85 | 12:15 |
|
| 6.37 | 6.87 | 12:15 |
|
| 6.40 | 6.70 | 12:15 |