- март 09, 2025
Единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ) представил актуарный отчет, в котором рассматривается состояние пенсионной системы Казахстана. В этом документе поднимается вопрос о возможном увеличении ставки обязательных пенсионных взносов (ОПВ) или перераспределении ставки обязательных пенсионных выплат (ОПВР).
По данным актуарных расчетов, проведенных Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), текущая ставка ОПВ в размере 10% является недостаточной для обеспечения приемлемого уровня пенсионного обеспечения в рамках накопительной пенсионной системы. При длительном участии в системе данная ставка не позволяет достичь необходимых целевых значений коэффициента замещения дохода (КЗД), который показывает соотношение пенсионного дохода к трудовому доходу перед выходом на пенсию.
Мировая практика показывает, что для достижения адекватного замещения дохода необходимы более высокие уровни пенсионных отчислений. Например, средняя ставка пенсионных взносов в странах ОЭСР составляет 18,2% (данные за 2022 год), а в странах, входящих в топ-10 индекса MCGPI (2024), – 20,7%.
На основе теоретических моделей и практических наблюдений можно сделать вывод, что ставка ОПВ в размере 10% не обеспечивает формирование адекватного пенсионного дохода. В долгосрочной перспективе это требует пересмотра параметров пенсионной системы, включая поэтапное увеличение ставки взносов, введение ОПВР, стимулирование добровольных пенсионных накоплений и непрерывное участие в системе.
С учетом международной оценки группа казахстанских экспертов, при поддержке ЕНПФ, провела всесторонний анализ состояния отечественной пенсионной системы. В результате анализа были выявлены системные проблемы, требующие неотложных решений.
Государственный компонент пенсии состоит из солидарной и базовой пенсии. Размер солидарной пенсии для впервые выходящих на пенсию граждан постоянно уменьшается, так как у новых возрастных групп становится меньше трудового стажа до 1998 года. В начале 2040-х годов назначение солидарной пенсии прекратится полностью. При этом текущие параметры роста базовой пенсии не обеспечат адекватный уровень жизни пенсионеров в будущем, поскольку базовая пенсия зависит от прожиточного минимума, который индексируется только на прогнозную инфляцию, в то время как рост трудовых доходов опережает фактическую инфляцию.
С 2024 года вводится ОПВР по условно-накопительной модели, которая не сможет компенсировать снижение солидарной пенсии. ОПВР будут доступны только для граждан, родившихся с 1975 года, и первые выплаты начнутся только в 2038 году. Размеры будущих выплат из накоплений по ОПВР, с учетом 5% ставки взносов и ограничения по максимальной выплате (не более 2 ПМ), будут крайне малы.
Для решения выявленных проблем эксперты разработали пакет системных мер для повышения финансовой устойчивости и адекватности пенсионной системы Казахстана, включая предложения по развитию накопительной системы и внедрению модели «4+1».
В целях обеспечения адекватности накоплений и пожизненности выплат накопительной пенсии предлагается заменить условно-накопительный вариант ОПВР на более справедливую смешанную модель «4+1»:
После достижения пенсионного возраста вкладчики начнут получать выплаты по графику из ЕНПФ за счет обязательных пенсионных накоплений, сформированных из взносов работника (ОПВ) и работодателя (ОПВР), что в сумме составит 14%. После исчерпания накоплений на индивидуальном пенсионном счете, вкладчик начнет получать пожизненные выплаты с ОСС.
Доплата со страхового счета будет производиться только добросовестным вкладчикам, имеющим достаточный стаж участия в накопительной пенсионной системе и сформировавшим определённый уровень накоплений. Согласно актуарным расчетам, модель «4+1» обеспечит положительный баланс ОСС в долгосрочной перспективе, что свидетельствует о финансовой устойчивости системы.
Все участники, которые выбыли из системы до пенсионного возраста (умершие или выехавшие на ПМЖ), сохранят свои пенсионные права, включая право собственности на накопления ОПВР 4%. Это позволит вкладчикам выбирать альтернативные инвестиционные стратегии и портфели, предлагаемые управляющими инвестиционными компаниями, что может повысить инвестиционный доход от управления пенсионными активами.
Таким образом, преимущества модели «4+1» будут способствовать повышению заинтересованности работников и работодателей в формировании пенсионных сбережений.
Банк | Покупка | Продажа | Время |
---|---|---|---|
537.00 | 542.00 | 12:15 |
|
533.90 | 540.90 | 12:15 |
|
534.50 | 539.40 | 12:15 |
|
537.00 | 543.00 | 12:15 |
|
534.50 | 540.50 | 12:15 |
|
533.70 | 539.70 | 12:15 |
|
537.00 | 541.00 | 12:15 |
|
533.00 | 540.00 | 12:15 |
|
535.00 | 541.00 | 12:15 |
|
535.00 | 542.00 | 12:15 |
|
533.70 | 539.70 | 12:15 |
Банк | Покупка | Продажа | Время |
---|---|---|---|
626.00 | 632.00 | 12:15 |
|
621.17 | 630.67 | 12:15 |
|
624.50 | 629.50 | 12:15 |
|
627.00 | 633.00 | 12:15 |
|
620.80 | 629.80 | 12:15 |
|
623.50 | 629.50 | 12:15 |
|
623.86 | 628.86 | 12:15 |
|
622.00 | 629.00 | 12:15 |
|
623.10 | 631.10 | 12:15 |
|
624.00 | 631.00 | 12:15 |
|
618.00 | 628.00 | 12:15 |
Банк | Покупка | Продажа | Время |
---|---|---|---|
6.50 | 7.00 | 12:15 |
|
6.63 | 7.13 | 12:15 |
|
6.79 | 6.91 | 12:15 |
|
6.67 | 7.07 | 12:15 |
|
6.09 | 6.89 | 12:15 |
|
6.39 | 6.89 | 12:15 |
|
-.-- | -.-- | 12:15 |
|
6.81 | 6.93 | 12:15 |
|
6.65 | 7.05 | 12:15 |
|
6.65 | 7.15 | 12:15 |
|
6.71 | 7.01 | 12:15 |