Казахстанский бюджет потерял треть доходов в январе


2 просмотры

Согласно последним данным, в январе текущего года бюджет Казахстана столкнулся с серьезными потерями, не сумев получить около одной трети запланированных доходов. Это вызывает беспокойство и требует внимания к экономической ситуации в стране. Основными факторами, способствующими этому снижению, стали падение цен на нефть и нестабильная ситуация в мировой экономике. Правительство Казахстана уже обозначило необходимость пересмотра бюджетных прогнозов и поиска источников дополнительных доходов. В условиях таких вызовов важным шагом станет поддержка малого и среднего бизнеса, а также привлечение инвестиций для стабилизации экономики.

Причины недополучения доходов

  • Падение цен на сырье: Значительное снижение стоимости основных экспортных товаров отразилось на поступлениях в бюджет. Это может быть вызвано избытком предложения на мировом рынке или снижением спроса со стороны ключевых импортеров.
  • Экономическая нестабильность: Изменения на мировых рынках и внутренние факторы способствуют негативным тенденциям. Риск политической нестабильности также оказывает влияние на инвестиционный климат и экономическую активность.
  • Пандемия: Последствия COVID-19 все еще оказывают влияние на экономику, замедляя восстановление и стабильность. Это касается как снижения потребительского спроса, так и нарушений в цепочках поставок, что ограничивает развитие производственных возможностей.
  • Снижение инвестиционной привлекательности: Растущие налоговые ставки и неопределенность регуляторной среды могут отталкивать инвесторов, что снижает общую экономическую активность и, соответственно, доходы.
  • Рост безработицы: Увеличение уровня безработицы приводит к сокращению потребительских расходов, что негативно сказывается на налоговых поступлениях.
  • Неэффективное управление ресурсами: Внутренние проблемы в государственной администрации могут приводить к утечкам средств и нецелевому использованию бюджетных ресурсов, что также сказывается на общей финансовой стабильности.

Потенциальные последствия

Недостаток бюджетных средств может привести к сокращению социальных программ и задержкам в финансировании важных проектов. Это, в свою очередь, негативно скажется на уровне жизни граждан и развитии экономики. Снижение финансирования здравоохранения может привести к увеличению очередей на медицинские услуги и ухудшению качества обслуживания. В образовании возможны сокращения количеств мест в детских садах и школах, что создаст дополнительные трудности для семей. Кроме того, отсутствие необходимых инвестиций в инфраструктуру может замедлить развитие транспорта и энергетики, что также отразится на бизнесе и привлечении иностранных инвестиций.

Что можно предпринять?

Необходимы меры по улучшению ситуации, такие как:

  • Оптимизация расходов бюджета;
  • Поддержка местных производителей и малых предприятий;
  • Диверсификация источников доходов и максимизация налоговых поступлений;
  • Улучшение механизмов государственного контроля за расходами;
  • Разработка и внедрение новых налоговых инициатив для увеличения неналоговых доходов;
  • Привлечение иностранных инвестиций для стимулирования экономического роста.

Только комплексный подход к решению данных вопросов способен исправить текущее положение дел и обеспечить устойчивое развитие экономической системы Казахстана.

В январе 2025 года в республиканский бюджет было зачислено 1,46 трлн тенге. Это значение на 31,5% ниже запланированного уровня, который составлял 2,15 трлн тенге, сообщает Министерство финансов.

Налоги уплачены, но средств все же недостаточно

Несмотря на сокращение общих доходов, налоговые поступления превысили предварительные прогнозы — в бюджет поступило 777,9 млрд тенге, в то время как ожидалось 771,8 млрд тенге. Ключевые показатели таковы:

  • Корпоративный подоходный налог составил 359,3 млрд тенге (94,5% от запланированного)
  • Налог на добавленную стоимость (НДС) — 292,1 млрд тенге (95,2% от плана)
  • Акцизы (налоги на определённые товары, такие как алкоголь и табачные изделия) — 8,7 млрд тенге (74,9% от ожидаемого)

Планы по налогам на природные ресурсы, предпринимательскую деятельность и международную торговлю также были перевыполнены. При этом важно учитывать, что увеличение налоговых поступлений может быть временной мерой, и для долгосрочной стабильности необходимо укрепление экономических основ.

Что стало причиной нехватки финансов?

Основной фактор дефицита — недостаток неналоговых поступлений. Эти средства поступают не от налоговых сборов, а, например, от штрафов, продажи государственного имущества или дивидендов от государственных предприятий. В январе вместо запланированных 215,2 млрд тенге было получено лишь 30,5 млрд тенге.

К тому же, в бюджет поступило меньше средств из Национального фонда. Гарантированный трансферт составил 400 млрд тенге в соответствии с планом. Однако целевой трансферт (деньги, выделяемые на конкретные государственные программы) оказался в четыре раза ниже ожидаемого и составил всего 150 млрд тенге вместо 650 млрд тенге. Это несоответствие потребует пересмотра государственного финансирования и программ, что может отразиться на реализации социальных и инфраструктурных проектов.

Как эти обстоятельства отразились на бюджете?

Расходы бюджета также оказались ниже запланированных — вместо 1,8 трлн тенге государственные траты составили 1,4 трлн тенге (исполнимость достигла 75,3%). Таким образом, месяц завершился с профицитом, то есть в казне оказалось больше средств, чем расходов — 55,8 млрд тенге. Однако ожидалось, что профицит составит 198,6 млрд тенге.

Ненефтяной дефицит (разница между доходами без учёта нефтяных поступлений и расходами) составил 542,6 млрд тенге, хотя его ожидали на уровне 868,9 млрд тенге. Это подчеркивает необходимость не только адаптации существующих налоговых и бюджетных систем, но и инициирования новых экономических реформ, направленных на устойчивое развитие. Также актуальным становится контроль за эффективностью бюджетного расходования для достижения больших результатов при замедляющемся экономическом росте.

Похожее