- сентябрь 08, 2025

В недавно представленном предложении рассматривается возможность замены существующих систем налогообложения нововведением — единого налога. Это преобразование направлено на упрощение налогового законодательства и улучшение бизнес-климата в стране. В случае принятия данной инициативы, ожидается, что малый и средний бизнес получит значительные налоговые льготы, что позволит им сосредоточиться на росте и развитии. Также планируется, что упрощение налоговых процедур снизит административные барьеры, сделает систему более прозрачной и понятной для налогоплательщиков. Власти Казахстана уверены, что такие меры могут привлечь дополнительные инвестиции и улучшить конкурентоспособность отечественного рынка.
Кроме того, планируется, что внедрение единого налога поможет обеспечить большую прозрачность в финансовых отношениях и снизит возможности для налоговых схем и уклонений. Эта мера также может повысить доверие среди инвесторов и способствовать формированию более стабильной налоговой базы.
Данная инициатива уже обсуждается на различных уровнях, и мнения специалистов варьируются: некоторые эксперты поддерживают предложенные изменения, указывая на потенциальные выгоды для экономики, в то время как другие выражают опасения относительно возможных последствий и недостаточной готовности системы к таким масштабным изменениям.
Какова будет судьба этой инициативы, покажет время, но уже сейчас ясно, что простота и прозрачность остаются важными аспектами для улучшения налоговой системы Казахстана.
В Казахстане обсуждается возможность внедрения единого налога для бизнеса, который мог бы заменить налог на добавленную стоимость (НДС) и корпоративный подоходный налог (КПН).
Об этом рассказал налоговый консультант Дмитрий Казанцев в интервью изданию LS.
Комментируя предложенную правительством дифференцированную ставку НДС (16%, 10% и 0%), эксперт указал, что в новом Налоговом кодексе нет механизмов, способствующих легализации бизнеса, работающего в теневом секторе.
«На самом деле, сложно увеличить ставку НДС или КПН для бизнеса. Я считаю, что, создавая новый документ с нуля, следует ввести единый налог», – отметил Казанцев.
По его мнению, такая инициатива сделает налоговую систему более простой и облегчит финансовое бремя для предпринимателей.
Он подчеркнул, что внедрение единого налога позволит сократить затраты бизнеса на бухгалтерское сопровождение и специализированные программы.
«Согласитесь, сколько денег уходит на бухгалтерское обслуживание ИП, работающего с установленным НДС. Предприателю приходится платить бухгалтеру и за программы. Это действительно дорого. Если бы у нас была единая ставка, это значительно упростило бы налоговую систему и сам процесс, сократив расходы предпринимателей», – добавил он.
Казанцев также отметил, что такая мера могла бы существенно уменьшить объем налогового администрирования.
«Не пришлось бы содержать столько налоговых инспекторов, и не нужно было бы проверять, кто смог взять вычет и откуда это идет. Все работало бы гораздо эффективнее», – пояснил эксперт.
Что касается дифференцированной ставки НДС, то эксперт предположил, что 10% могут применить для тех секторов, которые ранее не обременяли себя уплатой данного налога. В числе этих отраслей, скорее всего, окажутся медицина, здравоохранение и аптеки.
«Нулевая ставка на сельскохозяйственную продукцию необходима, чтобы избежать роста цен на продукты. Эта отрасль в первую очередь влияет на инфляцию», – напомнил Казанцев.
В то же время ставка НДС в 16% может привести к увеличению цен для конечных потребителей на 20%.
«Проблема заключается в том, что сейчас меняются специальные налоговые режимы. Ожидается, что порядка 300 тысяч новых плательщиков НДС появится в нашей стране. Это те, кто раньше платил всего 3% и работал по упрощённой системе. Например, индивидуальный предприниматель будет выплачивать 26% с чистого дохода. И это, безусловно, скажется на стоимости товаров или услуг», – объяснил он.
Депутат мажилиса Адиль Жубанов предложил несколько инициатив для оптимизации налоговой системы. Он высказался за пилотное введение налога на оборот по аналогии с упрощённым режимом, привязывая ставку к коэффициенту нагрузки по отраслям.
«Необходимо ввести в тестовом режиме налог на оборот, аналогично упрощенной системе, с привязкой ставки к коэффициенту нагрузки для различных отраслей. Также нужен механизм, при котором банки будут удерживать и перечислять налог от каждой сделки непосредственно при ее осуществлении, а все льготы и преференции следует отменить. Этот режим не будет распространяться на компании, работающие по соглашениям о разделе продукции, и на внешнеэкономическую деятельность», – предложил он.
Ранее министр национальной экономики Серик Жумангарин предупреждал, что увеличение ставки НДС может привести к ускорению инфляции.
Важно отметить, что обсуждение данной инициативы идет на фоне глобальных экономических вызовов и попыток адаптации налоговой системы к современным реалиям. Внимание к мерам по улучшению налогового климата в стране может способствовать привлечению иностранных инвестиций и росту малого и среднего бизнеса.
Эксперты также обращают внимание на необходимость не только изменения налоговой нагрузки, но и улучшения системы налогового контроля, что обеспечит справедливую конкуренцию и поможет вывести бизнес из тени.
Кроме того, внедрение единого налога может потребовать обучения и адаптации как налоговых органов, так и налогоплательщиков, что важно учитывать при планировании реформ.
| Банк | Покупка | Продажа |
|---|---|---|
| 516.00 | 522.00 | |
| 513.50 | 520.50 | |
| 515.00 | 521.00 | |
| 515.00 | 521.00 | |
| 514.00 | 520.00 | |
| 514.50 | 520.50 | |
| 514.50 | 520.50 | |
| 514.00 | 521.00 | |
| 515.00 | 521.00 | |
| 514.00 | 521.00 | |
| 515.00 | 521.00 |
| Банк | Покупка | Продажа |
|---|---|---|
| 605.00 | 612.00 | |
| 599.86 | 609.36 | |
| 603.60 | 610.60 | |
| 602.50 | 610.50 | |
| 600.10 | 609.10 | |
| 603.50 | 609.50 | |
| 603.68 | 609.68 | |
| 602.80 | 609.80 | |
| 603.50 | 611.50 | |
| 604.00 | 611.00 | |
| 602.00 | 612.00 |
| Банк | Покупка | Продажа |
|---|---|---|
| 6.20 | 6.70 | |
| 6.21 | 6.71 | |
| 6.35 | 6.55 | |
| 6.30 | 6.70 | |
| 5.71 | 6.51 | |
| 5.99 | 6.49 | |
| -.-- | -.-- | |
| 6.35 | 6.55 | |
| 6.30 | 6.70 | |
| 6.25 | 6.75 | |
| 6.33 | 6.63 |