Электронный акт выполненных работ (ЭАВР) в Казахстане: как создать и использовать
Что такое электронный акт выполненных работ (ЭАВР)?
Электронный акт выполненных работ (ЭАВР) — это официальный документ, который подтверждает факт завершения работ или оказания услуг. Согласно законодательству Республики Казахстан, а именно закону №234-III «О бухгалтерском учете», первичные учетные документы, такие как акты выполненных работ, могут быть оформлены в бумажной или электронной форме.
С 2019 года Казахстан активно перешел на использование электронных счетов-фактур (ЭСФ). Электронный акт выполненных работ является основанием для выставления электронного счета-фактуры, и оба документа создаются и обрабатываются через информационную систему ИС ЭСФ.
Как создать ЭАВР онлайн?
Для создания электронного акта выполненных работ через портал ИС ЭСФ, необходимо:
- Войти на портал ИС ЭСФ.
- Выбрать модуль «Акты выполненных работ» в Журнале.
- Нажать на кнопку «Создать АВР».
- Заполнить необходимые поля (БИН, дата, данные о заказчике и исполнителе).
- Сохранить документ как черновик или сразу отправить на подтверждение.
После создания акта, заказчик (покупатель) должен подтвердить документ в системе. Для этого необходимо:
- Войти на портал ИС ЭСФ.
- Найти созданный акт со статусом «Не просмотрен».
- Открыть документ, проверить его данные и нажать «Подтвердить».
- Заверить ЭАВР своей ЭЦП.
Чем отличается ЭАВР от ЭСФ?
ЭСФ — это электронный счет-фактура, который используется для учета сделок с товарами и услугами. Он обязателен при операциях с НДС, согласно статье 412 Налогового кодекса РК. ЭАВР же — это документ, подтверждающий факт выполненных работ. Он является основой для выписки счета-фактуры. Оба документа необходимы для корректного ведения бухгалтерии и отчетности.
Выставление акта выполненных работ и счета-фактуры
При выполнении работ или оказании услуг первичным документом является ЭАВР, так как он фиксирует завершение работ. Сначала выставляется ЭАВР, затем на его основании создается электронный счет-фактура (ЭСФ). Оба документа можно оформить через портал ИС ЭСФ.
Если даты создания ЭАВР и подписания его заказчиком различаются, в ЭСФ указывается самая поздняя дата. Согласно Налоговому кодексу, датой совершения операции считается дата подписания акта заказчиком.
Программные решения для создания актов выполненных работ
Для автоматизации процесса создания электронных актов выполненных работ многие предприятия используют программное обеспечение, такое как 1С. В 1С можно формировать и хранить электронные акты выполненных работ и счета-фактуры. Это значительно облегчает работу бухгалтерии и ускоряет процесс документооборота.
Электронный акт выполненных работ (ЭАВР) — важный элемент документооборота для предпринимателей в Казахстане. Он подтверждает факт завершения работ или оказания услуг и является основанием для выписки электронного счета-фактуры. Оформить ЭАВР можно онлайн через портал ИС ЭСФ, что упрощает ведение бухгалтерского учета и минимизирует риски ошибок.