BiznesCentr.kz » База знаний » Налог на рекламу в Казахстане: кому, сколько и за что нужно платить?

Налог на рекламу в Казахстане: кому, сколько и за что нужно платить?

Налог на рекламу в Казахстане: кому, сколько и за что нужно платить?
База знаний
17:41, 14 июнь 2021
1 434
Несмотря на то, что налог на рекламу в Казахстане ввели в 2019 году, до сих пор у предпринимателей нет ясности о том, за какую рекламу нужно платить, а что можно размещать на бесплатной основе. В данном материале собраны ответы на самые распространенные вопросы, касаемые рекламы в нашей стране. Ответы на них дали специалисты Палаты Предпринимателей «Атамекен».

Какие виды рекламы облагаются налогом?

Данные правила регулируются пп.1-2 ст.3 Закона «О рекламе» №508-II от 19.12.2003 г. и Налогового кодекса РК и гласят, что налогом облагается визуальная реклама, то есть наружная, при ее размещении в открытом пространстве, например в населенных пунктах или вдоль автодорог.
Такая реклама выглядит как :
  • билборды;
  • баннеры;
  • стенды;
  • стелы;
  • световые табло;
  • указатели;
  • афиши и тому подобное.

Размер оплаты за размещение такого рода рекламы регулируется статьей 605 Налогового кодекса РК, и полностью зависит от размера рекламного элемента.
Понятно, что чем больше реклама, тем дороже стоит.
При этом, нужно учесть, что если в рекламном элементе, состоящим из 4-х сторон, все стороны заняты рекламной информацией, то в расчет возьмут каждую из сторон объекта.

При размещении рекламы вдоль автомобильных дорог, при въезде в населенный пункт, при том, что площадь рекламного элемента по одной стороне не более 3-х кв.м., необходимо будет оплатить налог в размере от 3 до 8 месячных расчетных показателей. Сумма будет зависеть от приближенности к населенному пункту.
Если же площадь рекламного баннера по одной стороне превышает размер и составляет более 3-х кв.м., то ставка увеличивается пропорционально отношению фактической площади объекта к базовым 3 кв.м.

Если рекламный объект размещается на открытых пространствах, находящихся внутри населенных пунктов, то размер оплаты будет зависеть от того какая категория присвоена населенному пункту (республиканское, областное или районное значение) и также вида самого рекламного элемента.
П.3 ст.605 Налогового кодекса РК содержит информацию по размеру базовых ставок, однако и местные власти наделены правом устанавливать более высокие ставки в пределах своих населенных пунктов, главное, они не должны превышать базовые более чем в 2 раза.

Согласно статье 606 Налогового кодекса РК ежемесячная плата вносится не позднее 25 числа следующего месяца.

Ознакомиться с иной информацией можно обратившись к Правилам размещения наружной рекламы, которые утверждены Приказом Министерства индустрии №233 от 18.04.2019 г.

Какие виды рекламы налогом не облагаются?

Для того, чтобы не платить налог на рекламу, предпринимателям нужно знать некоторые тонкости размещения информационных объектов в открытом доступе. По закону, не всё то, что размещается на наружных носителях, является рекламой и требует внесения за нее платы. Например, не являются рекламой следующие элементы:
  • вывески, содержащие данные о роде деятельности физического лица или организации, если они не содержат информацию о качестве или стоимости товаров;
  • график работы;
  • афиши любого характера, как театральные, выставочные, спортивные или спортивно-массовые, в том случае, если их разместили в специально определенных для этого местах;
  • брендированные инструменты и автотранспортные средства;
  • табло на АЗС, где отображаются виды нефтепродуктов и их стоимость;
  • мемориальные доски;
  • информация о курсах валют у обменных пунктов;
  • декоративное и в том числе праздничное оформление окон и витрин с внутренней стороны.

Кто осуществляет контроль за размещением рекламы предпринимателями

Для проведения данного вида работ в акиматах существует Управление городского планирования.
Форма проведения контроля может быть следующей:
  • профилактический контроль, когда специалистами проводится анализ данных из различных источников;
  • целевые проверки.
Если контролерами выявляются нарушения, то в течение 5 рабочих дней они обязаны под подпись или уведомление направить рекомендацию предпринимателю .

Предприниматель со своей стороны имеет право в течение 5 дней направить возражение, в случае несогласия, либо в течение 10 дней устранить проблему, в соответствии с рекомендацией.

Неустранение нарушений в установленный срок может повлечь за собой направление проверки на объект, в результате чего на предпринимателя может быть наложен административный штраф по ст.505 КоАП РК, составляющий:
  • для физлиц -20 МРП;
  • для малого бизнеса -30 МРП;
  • для среднего бизнеса -40 МРП;
  • для крупного бизнеса -100 МРП.

А если к тому же рекламный элемент признают объектом наружной рекламы, то предпринимателю будет доначислен налог (плата) с даты обнаружения такого объекта.

В случае несогласия, предпринимателю можно защитить свои права, подав жалобу на действия проверяющих в вышестоящий госорган или
обратившись в суд, согласно гл.29 ст.157 Предпринимательского Кодекса РК.